12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Медведская Ольга Александровна77

Интегрированный урок по географии и литературе «Путешествие по Кавказу: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…»

Великолепные картины, Престолы вечные снегов, Очам казались их вершины  Недвижной цепью облаков.

Тринадцатое декабря Открытый интегрированный урок по географии и литературе: «Путешествие по Кавказу: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый …»

Цели урока: узнать географические особенности Кавказских гор; познакомиться с произведениями М.Ю.Лермонтова о Кавказе. Задачи урока: сравнить знания из географии и литературы; создать образ Кавказких гор на основании творчества М.Ю.Лермонтова

План описания Кавказа: Географическое положение Рельеф Климат Внутренние воды Особенности природы

«Цепочка высказываний» о Кавказе

Кавказская тема нашла отражение в целом ряде лермонтовских произведений. Назовите их.

Тебе, Кавказ, суровый царь земли Я посвящаю снова стих небрежный… Еще ребенком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, – Там ветер машет вольными крылами, А вдалеке, как вечные ступени С земли на небо, в край моих видений, Зубчатою тянулись полосой, Таинственней, синей одна другой, Всё горы, чуть приметные для глаза, Сыны и братья грозного Кавказа

Какие события в жизни поэта связаны с пребыванием на Кавказе? Чем поразил Кавказ Лермонтова?

По физической карте определите географическое положение Кавказа, ответив на вопросы:  – В каком полушарии находится Кавказ относительно экватора и нулевого меридиана?  – В каком направлении протянулись Кавказские горы?  – В какую геологическую эпоху образовались горы? (определить, используя карту строения земной коры)

А там, в дали грядой нестройной  Но вечно гордой и спокойной  Тянулись горы - и Казбек  Сверкал главой остроконечной.  М.Ю. Лермонтов

Кавказ - обширная горная страна. Площадь этой территории - 440 тыс. км. кв. Кавказ принято подразделять на две основные природные структуры – Большой Кавказ и Малый Кавказ.  Наиболее высокая, осевая часть горной системы протянувшаяся на 1100 км между Черным и Каспийским морями в направлении северо-запад – юго-восток, носит название Большого Кавказа.

Гора Эльбрус (потухший вулкан) – 5642м.

И уж в виду зубчаты цепи  Кремнистых бесконечных гор. И Шат подъемлется над ними С двумя главами снеговыми. М.Ю. Лермонтов

Гора Машук (лакколит) – 994 м.

Кавказ – это высокие и молодые горы, подтвердите эти факты примерами из произведений М.Ю.Лермонтова.

Светает – вьется дикой пеленой  Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там. М.Ю. Лермонтов Светает – вьется дикой пеленой  Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там. М.Ю. Лермонтов

Реки Кавказа многочисленны. Крупнейшие – Терек, Кубань, Кура, Риони. Берут начало высоко в горах, питаясь водами растаявших снегов и ледников.

В чем особенность природы Кавказа?

Высотная поясность Кавказа.

«Лермонтов – художник» “Окрестности селения Караагач” (1837-1838) 

«Лермонтов – художник» “Пятигорск” (1837)

«Лермонтов – художник» “Башня в Сиони” (1837-1838)

«Лермонтов – художник» “Крестовая гора”(1837-1838)

«Лермонтов – художник» “Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби” (1837-1838)

Синквейн «Кавказ» Два прилагательных - … Три глагола - … Существительное - … Фраза:..

Цели урока: узнать географические особенности Кавказских гор; познакомиться с произведениями М.Ю.Лермонтова о Кавказе. Задачи урока: сравнить знания из географии и литературы; создать образ Кавказких гор на основании творчества М.Ю.Лермонтова

Рефлексия Меня восхитили … Я удивлена …