12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Наталья89
Россия, Нижегородская обл., Арзамас

«Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка»

Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка. Выполнил педагог- психолог МБОУ СОШ №12 I квалификационной категории Гришанина Н.В. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12».

Проблема наказания – неисчерпаемая тема самых распространённых и бурных дискуссий.

Поощрение Наказание Стимулирование При этом стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). "Куплю конфету – не куплю конфету". Поощрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев

Виды наказаний: Словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.)

Проблема Ты - сообщение Я- сообщение Сын (дочь) не может выучить стихотворение Ребенок грубо ответил Вам на замечание. Плохое поведение О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? Ты меня в могилу сведешь … Давай вместе разберемся… Я надеюсь, что у тебя при старании все получится … Когда ты научишься разговаривать с родителями? Ты вечно дерзишь! Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. Ты всегда ужасно себя ведешь! Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому в следующий раз будь более сдержан.

Виды наказаний: физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);

Виды наказаний: наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);

Виды наказаний: наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);

Виды наказаний: Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Известный учёный – психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).

Чем можно заменить наказание? Алан Фром предлагает заменить его: Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей. Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими. Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас. Неторопливостью. Подождите, пока поступок повторится. Поошрением. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.

Типы похвалы. 1. "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). 2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. 3. "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги. 4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. 5 "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

«Правильно ли?» Послушайте описание ситуаций. Решите, правильное ли поведение. "Ученик С. пришел на урок в состоянии крайнего возбуждения (на перемене была драка). Он продолжает что-то говорить товарищу, бросает через весь класс записку на последнюю парту, затем что-то кричит ученику, сидящему в другом ряду. Учитель: Выйди сейчас же из класса! Ученик: Не выйду! Учитель: Я тебя выведу! Ученик: Не пойду! (Хватается руками за парту.) Учитель: Сейчас же оставь парту и уйди! Ученик стучит крышкой парты: потом вскакивает с места, бежит к последней парте, забивается в угол: - Не пойду! Не пойду! Через окно выброшусь!.. Не смейте меня трогать!..".

После концерта для родителей: « Юля, ты лучшая пианистка в школе!» После концерта для родителей: « Юля, ты лучшая пианистка в школе!» «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» Мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!»