12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино

Презентация к урокам по творчеству В.М.Шукшина в 6 классе

В.М.Шукшин О писателе Стригачева Татьяна Николаевна МБОУ «Тюшинская СШ» 2019г.

В чём проявилась многогранность таланта В.М.Шукшина? «Если бы Василий Шукшин был только актером, только режиссером, только сценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование» С.П. Залыгин.

Родина В.М.Шукшина – село Сростки (Алтайский край)

Что значит – паломничество? Паломничество на родину Шукшина началось сразу после его смерти. Сюда потянулись люди, чтобы посмотреть на воспетую Шукшиным землю и её обитателей.

В селе открыт Историко-мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина

Дом, где прошло детство В.М.Шукшина С этим домом связаны проказы, шалости, детские игры – «праздники детства», пусть голодного с тяжелым трудом, недетской усталостью, вечным недоеданием и недосыпанием.

«Шла война, и начались для нас тяжелые времена. Голод и холод не покидали наш дом. Мама шила, вышивала, ткала людям и себе, словом, что-то зарабатывала на картошку, муку, крупу» «Шла война, и начались для нас тяжелые времена. Голод и холод не покидали наш дом. Мама шила, вышивала, ткала людям и себе, словом, что-то зарабатывала на картошку, муку, крупу»

Школа, где учился, а потом работал В.М.Шукшин

Мемориальный класс, где учился В.М. Шукшин 1943-44гг.

Темы, образы, характеры героев Шукшин «черпал» из реальной жизни сростинцев - своих односельчан. «Выходят эти дети народа светлые, сильные в мир и смотрят вокруг себя широко открытыми глазами, и дают названия всему как в первый раз» В. Куницын

Усадьба, купленная В.М. Шукшиным для матери

«… У меня в мыслях-то – в дальнейшем – больше дома жить, а дом мне этот нравится» «Народ Сростков – мой родной люд – вот ради кого я хочу вернуться в село. Лучше всего я знаю людей своего села. Их судьбы открыты мне, как линии на ладони. И они удачнейшим образом ложатся под мое перо, их образы всегда удаются мне в рассказах, повестях…»

Последняя роль В.М.Шукшина – Пётр Лопахин в фильме «Они сражались за Родину» (1974)

Памятник В.М.Шукшину в с.Сростки (гора Пикет) «Я живу с чувством, что когда-нибудь вернусь на родину навсегда... Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть ещё куда отступать. Есть где отдышаться, собраться с духом»

Гора Пикет является местом проведения Шукшинских чтений - народного литературного праздника.

Вопрос «Что с нами происходит?» и, самое главное, - призыв, который он написал в своем бессмертном произведении: «Ванька, смотри!» - это призыв к нам: смотри в оба, смотри и охраняй эту землю, будь бдителен и найди в себе силы защитить эту землю, а если нужно, отдай даже жизнь!

Рассказ «Критики»

Исследуем и анализируем... Что объединяло Петьку и деда?

Как дед вёл себя в кино? Вставьте пропущенные слова «Иногда ни с того ни с сего начинал ...» «Иногда дед ..., если убивали невинного» «Если дрались, дед, вцепившись в стул, ... И ... следил за дракой» «Ну-у, - ... говорил он, - это они ...»

О чём говорит такое поведение деда? «Иногда ни с того ни с сего начинал смеяться» «Иногда дед плакал, если убивали невинного» «Если дрались, дед, вцепившись в стул, напряжённо и внимательно следил за дракой» «Ну-у, - обиженно говорил он, - это они понарошку»

Из-за чего у Петьки с дедом бывали споры? Сравните точки зрения Петьки и деда Ваня-дурачок какой-то. Поет и поет ходит… У нас Ваня-дурачок такой был – все пел ходил. – Чего это они другие-то стали? Всегда люди одинаковые. Ты у нас много видел таких дурачков? «Так он же любит» Сейчас же люди-то другие стали! – Это же кино все-таки. Нельзя же сравнивать.

Найдите в тексте точки зрения героев на телефильм и сделайте соответствующие выводы. Дед Гости Вот так и не бывает. Ты вот смотришь и думаешь, что он правда плотник, а я, когда глянул, сразу вижу: никакой он не плотник. Он даже топор правильно держать не умеет. А мне вот гораздо интереснее сам человек. Понимаете? Я знаю, что это не настоящий плотник, – это актер, но мне инте… мне гораздо интереснее…

Обратите внимание на то, как ведут себя во время спора герои. Что именно обидело деда? Они улыбались, когда разговаривали с дедом. Деда это обозлило. Все опять стали смотреть картину, про деда забыли. Он стоял сзади как оплеванный. – Они понимают, а мы с тобой не понимаем! – громко заговорил он. – Ты, говорят, дурак, дедушка! Ты ничего в жизни не понимаешь. А они понимают! Денег много?! – Дед уже кричал. – Если и много, то не подымай нос! А я честно всю жизнь горбатился!.. И я же теперь сиди, помалкивай. А ты сроду топора в руках не держал!

Перечитайте текст протокола. Что вызывает в нём улыбку? «Гражданин Новоскольцев Тимофей Макарыч, одна тысяча девяностого года рождения, плотник в бывшем, сейчас сидит на пенсии. Особых примет нету. …Вышеуказанный Тимофей двадцать пятого сентября сего года заявился домой в состоянии крепкого алкоголя. В это время семья смотрела телевизор. И гости еще были…Заглавие фильма не помнят. Знают одно: про колхоз. Тимофей тоже стал смотреть телевизор. Потом он сказал: «Таких плотников не бывает». Все попросили Тимофея оправиться. Но он продолжал возбужденное состояние. Опять сказал, что таких плотников не бывает, вранье, дескать. «Руки, говорит, у плотников совсем не такие». И стал совать свои руки. Его еще раз попросили оправиться. Тогда Тимофей снял с ноги правый сапог (размер 43 – 45, яловый) и произвел удар по телевизору. Само собой, вышиб все на свете, то есть там, где обычно бывает видно. Старший сержант милиции КИБЯКОВ».

Перечитайте текст протокола. Что вызывает в нём улыбку? «Гражданин Новоскольцев Тимофей Макарыч, одна тысяча девяностого года рождения, плотник в бывшем, сейчас сидит на пенсии. Особых примет нету. …Вышеуказанный Тимофей двадцать пятого сентября сего года заявился домой в состоянии крепкого алкоголя. В это время семья смотрела телевизор. И гости еще были…Заглавие фильма не помнят. Знают одно: про колхоз. Тимофей тоже стал смотреть телевизор. Потом он сказал: «Таких плотников не бывает». Все попросили Тимофея оправиться. Но он продолжал возбужденное состояние. Опять сказал, что таких плотников не бывает, вранье, дескать. «Руки, говорит, у плотников совсем не такие». И стал совать свои руки. Его еще раз попросили оправиться. Тогда Тимофей снял с ноги правый сапог (размер 43 – 45, яловый) и произвел удар по телевизору. Само собой, вышиб все на свете, то есть там, где обычно бывает видно. Старший сержант милиции КИБЯКОВ».

Как относятся к деду разные герои рассказа? Почему? – Надо. Пусть там переночует. – Жалко дедушку-то? Сча-ас мы его в тюрьму посадим. Сча-ас… – Ничего не будет с ним, что ты плачешь-то? Переночует там ночь и придет. А завтра стыдно будет. – Что ты, Петенька? В отрезвитель ведь его повели-то, в отрезвитель! Он же придет скоро. У нас в Москве знаешь сколько водят в отрезвитель!.. – Куда вы его?! Деда, куда они тебя!.. Не надо, тять, не давай!..

Что смешно, а что грустно в рассказе В.М.Шукшина?

Почему рассказ называется «Критики»? критик 1. Специалист, рассматривающий, исследующий что-либо, определяющий достоинства и недостатки. 2. Человек, дающий неблагоприятную оценку чему-либо, указывающий на недостатки, порицающий.

Шукшин шел своим путем в искусстве, и оттого так ожесточенно встречали критики каждую его работу.

И.Пантюхов «Критикам Шукшина» О, как они его одолевали, Как врозь и вместе дружно поливали, Как чью-то волю властную вершали,- По-хватовски умело «дело» шили… Никто их не запомнит, этих «судей»; Но живы, живы «маленькие люди», Встающие с трудом насущным рано, Глядящие на нас с киноэкрана. Один вопрос с их уст никак не сходит: Да что же, что же с нами происходит?

Подведём итоги: заполним таблицу Особенности героев Шукшина Примеры из рассказа «Критики» Необычное, яркое и дерзкое поведение Нелепость и комичность Чувство собственного достоинства Противоречие между реальностью и придуманным героем миром

Особенности героев Шукшина Дед из рассказа«Критики» Необычное, яркое и дерзкое поведение Начал спор, разбил телевизор Нелепость и комичность Вёл себя очень эмоционально, в отличие от взрослых Чувство собственного достоинства Считал свою профессию плотника достойной уважения, свой труд нужным Противоречие между реальностью и придуманным героем миром Кино - это условное воспроизведение жизни, а дед воспринимал его как точную копию жизни

Прочитайте другие рассказы В.М.Шукшина Описывая и представляя читателю характеры современников, людей простодушных, чудаковатых, нервных, «заводных», не понимающих, что за напасть на них свалилась, Шукшин представил читателям нового героя литературы, а народ признал его своим и усыновил.

Почему Петька и дед были друзьями? Почему Петька так привязан к деду?

Домашнее задание Творческое задание с. 137: Подготовьте устный пересказ «Критиков» от лица Петьки. Постарайтесь при пересказе передать характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину его горьких рыданий в финале рассказа

Критерии оценки При пересказе сохранены микротемы (композиционные части рассказа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) – 1 балл Соблюдение фактологической точности (отсутствие ошибок, связанных с пониманием текста) – 1 балл Передан характер взаимоотношений деда и внука – 1 балл Дана оценка конфликтной ситуации между дедом и его гостями– 1 балл Раскрыта причина горьких рыданий Петьки в финале рассказа – 1 балл Соблюдение грамматических норм – 1 балл Соблюдение орфоэпических норм – 1 балл Соблюдение речевых норм – 1 балл 4 балла – «3», 5-6 баллов – «4», 7-8 баллов – «5»