12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
#18
Новосибирская обл.

Презентация «Особенности и содержание деятельности по профилактике суицидального поведения молодежи»

Особенности и содержание деятельности по профилактике суицидального поведения молодежи педагог-психолог первой квалификационной категории Малахова Елизавета

Определение СУИЦИД, САМОУБИЙСТВО это умышленное и осознанное лишение себя жизни (лат. «себя убивать»)

Суицидальное поведение Суицидальные проявления Переживания Мысли Замыслы Намерения Суицидальные действия Суицидальная попытка Завершенный суицид

Типология по способу совершения Удушение Повешение Утопление Химическое воздействие Отравление Сильная щелочь или кислота Прыжок, падение с высоты С высоких зданий Со скал С мостов Огнестрельное оружие Взрыв Самоубийство путём подрыва в непосредственной близи от себя заряда взрывчатого вещества Самосожжение Физическое истощение Доведения себя до физического истощения (голодом или жаждой) Холодное оружие Харакири Падение на меч Вскрытие вен Использование технических средств Прыжок под поезд Электричество Отключение больным аппаратуры поддержания жизни «Полицейское самоубийство»

Распределение пациентов в зависимости от способов совершения суицидов (данные станции скорой помощи города Москвы)

Типология Суицид Демонстративный Истинный Скрытый

Классификация суицидов в детском и подростковом возрасте Суицид Протест Призыв Избегание Самонаказание Отказ

Динамика развития суицидального поведения Cтадия размышлений об отсутствии ценности жизни Стадия вопросов о смерти и смысле жизни Суицидальные замыслы Суицидальные намерения Суицидальная попытка Пресуицид

Концепции формирования суицидов Медицинская модель Социокультурная модель Эмиля Дюркгейма Мотивационная модель Эдвина Шнейдмана Модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент Интерперсональная теория суицида Т. Джойнера Когнтивная модель А. Спирито, Д. Мэттьюса, Э. Венцеля, А.Т. Бека

Модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент Расстройство настроения у родителей Другие расстройства 1 оси Импульсивная агрессия у родителей Попытки суицида у родителей Насилие Раздоры в семье Нейротизм Безнадёжность Тревожность Импульсивно-агрессивные черты характера Нарушение серотонинергической передачи Суицидальные мысли Попытки суицида Завершённый суицид Импульсивная агрессия Доступность средства самоубийства Защитные факторы Семейные связи Наличие друзей в школе Религиозные/культурные ценности Фасилитаторы: Интоксикация Информация о суицидах в СМИ Самоубийство в окружении Подростковое заражение Стрессоры: Проблемы с законом Потеря близкого человека Ссора/разлад в отношениях со значимым человеком Депрессия

Интерперсональная теория суицида Т. Джойнер, К. Ван Орден Восприятие себя как беремени Брошенность Высокая толерантность к боли + отсутствие страха смерти Без меня им будет лучше Я один Желание смерти Завершенные/не завершенные истинные суициды

Когнитивная теория суицида у подростков Отношения со значимыми другими высокий уровень стресса в жизни (насилие, пренебрежение со стороны родителей); неблагополучная ситуация в семье, психические заболевания у родителей; травля в среде ровесников Негативный взгляд на себя, мир и свое будущее Ошибки мышления Когнитивная ригидность Негативные эмоции: гнев, отчаяние. Ощущение неизбежной, невыносимой, бесконечной боли Дезадаптивное поведение как способ справиться с негативными эмоциями Безнадежность Суицид как единственный выход Мысли Эмоции Поведение Суицидаль ный кризис

Факторы риска суицидального поведения Предшествующие попытки суицида Кризисная ситуация неизлечимая болезнь смерть близкого человека безработица и финансовые проблемы развод Семейный фактор и семейная история суицида депрессивность родителей детские травмы хронические конфликты дисгармоническое воспитание Эмоциональные нарушения депрессия Пихические заболевания алкоголизм наркомания шизофрения Социальное моделирование демонстрация суицида в СМИ, их изображение в литературных произведениях - «эффект Вертера»

Возрастные и половые различия Кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности. Суицидальное поведение в детском возрасте связано со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Суицидальное поведение возрастает с 14—15-летнего, достигая максимума к 16—19 годам. Суицидальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер. На зрелый возраст приходится наибольшее число завершенных самоубийств, а именно – в период от 40 до 65 лет. Уровень самоубийств выше среди мужчин. Для пожилого возраста также характерно увеличение числа самоубийств. Это связывают с серьезными социально-психологическими проблемами, одиночеством, окончанием профессиональной деятельности, отдалением от семьи и т.д.

Общались с широким кругом людей – 24% С несколькими людьми – 60% Были замкнуты и избегали общения – 16% Представители гомосексуальной ориентации совершают попытки самоубийства в 7 раз чаще, чем натуралы Образование Люди с высоким уровнем образования менее склонны к суициду. Группа риска -люди с неполным средним образованием Материальное обеспечение Данных не обнаружено Закономерности

Число суицидов увеличивается весной и летом Декады месяца количество самоубийств достигает максимума в последней десятидневке месяца В праздничные дни количество суицидов увеличивается Дни недели Наиболее часто попытки самоубийства случаются в воскресенья Время суток Три скачка самоубийств: Утренний (10-13) – 11% Дневной (14-17) – 15% Ночной (18-23) – 33% Закономерности

Типичные симптомы депрессии, о которых могут сообщить учителя/родители В эмоционально-волевой сфере: снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась. Постоянное грустное настроение, немотивированная тревога, страхи, паника. В переживаниях (в словах): безнадежность, ненужность, одиночество, беспомощность, бессилие, низкая самооценка и чувство вины. В когнитивно-мнестической сфере: сложности концентрации внимания, хаотичность мышления. В поведении: социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях, пропуск школы или плохая успеваемость, В соматической сфере: значительные изменения сна и аппетита.

На что обратить внимание ребенок 7-11 лет тревожность, страхи, подавленность Эмоции чувство обиды, брошенности Переживания устойчивые фантазии о смерти Высказывания частый плач, замкнутость, истерики Поведение на боли в теле Жалобы Причины суицида связанные с семьей ребенка: смерть одного из родителей и желание с ним воссоединиться, в силу недостаточного понимания природы смерти, насилие, унижение со стороны родителей, мотив - обида часто в сочетании со своей ненужностью родителям и желание избавиться от физических и психологических страданий.

На что обратить внимание ребенок 12-14 лет избежание наказания протест/месть Мотив напряженность, эмоциональная неустойчивость, подавленность, раздражительность Эмоции проявление чувства вины, безнадежности, одиночества, отсутствие страха смерти Переживания мысли, прямые или косвенные высказывания (а что будет после смерти?) о самоповреждении или самоубийстве Высказывания импульсивность в поведении, пропуски школы или плохая успеваемость Поведение на непонимание окружающими, непонимание себя Жалобы Комплексные причины суицида: семья, окружение

На что обратить внимание ребенок 15-17 лет призыв протест/месть самонаказание Мотив эмоциональная фиксация на травматической ситуации (тревога-тоска-гнев), суженное сознание Эмоции отчаяние, бессмысленность, безнадежность, одиночество. Переживания несостоятельность, разочарование в себе и близких людях, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве Высказывания как замыкание в себе так и вызывающее поведение при высокой обидчивости и ранимости Поведение на выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»). Ослабление или выпадение из речи слов связанных с удовольствием, радостью Жалобы Комплексные причины суицида: семья, окружение

Основные причины суицида неурядицы в личной жизни чувство безнадежности целенаправленная травля физические издевательства потеря смысла жизни финансовые проблемы проблемы со здоровьем религиозный фанатизм психические болезни идеологические военные вынужденное самоубийство подражательное самоубийство

Помощь и профилактика Здоровые люди Телефонная служба медико-психологической помощи Кризисное консультирование

Возрастные факторы риска Психосоциальный мораторий ролевое экспериментирование как механизм обретения идентичности (Э.Эриксон) Склонность к рисковому поведению готовность к риску как выражение нададаптивной активности, являющейся необходимым условием в процессе саморазвития и самоосуществления личности (Петровский В.А.) Подростковый эгоцентризм Феномен воображаемой аудитории Миф собственной исключительности Фантазия найдёныша (Д.Элкинд)

Поведенческие признаки школьной дезадаптации детей и подростков пропуски занятий низкие баллы по рейтингу жалобы преподавателей, жалобы самого учащегося трудности в учебной деятельности конфликты, изоляция от группы низкий статус в группе, постоянные насмешки, отвержение избегание общегрупповых мероприятий трудности в общении подавленное настроение понурый усталый вид пассивность, молчаливость депрессия неадекватное поведение признаки употребления ПАВ инвалидность хронические соматические заболевания (необходимость периодического лечения, индивидуального графика, сниженная работоспособность) особенности здоровья

Поведенческие признаки суицидального поведения детей и подростков «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь» разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки в черном свете, отображающие жестокость, особенно направленную на себя Высказывания о нежелании жить в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение Фиксация на теме смерти сбор таблеток хранение отравляющих веществ Активная предварительная подготовка о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное) Сообщение друзьям стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен Грустная музыка

Поведенческие признаки суицидального поведения детей и подростков раздражительность, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния чувство одиночества, тревоги, депрессии плач без причины Эмоциональные нарушения сложности контролирования эмоций эйфория после депрессии низкий уровень чувства безопасности, уважения, автономности Высокая лабильность эмоций потеря перспективы будущего Нарушение позитивной социальной идентичности более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное несвойственное стремление к уединению снижение социальной активности у общительных людей возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных возможны злоупотребление алкоголем, ПАВ Нехарактерное поведение отрицание проблем побеги из дома Стремление к рискованным действиям

Поведенческие признаки суицидального поведения детей и подростков пропуск занятий невыполнение домашних заданий утрата интереса к любимым занятиям Снижение успеваемости примирение с давними врагами символическое прощание с ближайшим окружением раздача личных вещей, фото Приведение в порядок дел проблемы со сном потеря аппетита апатия снижение уровня концентрации внимания Физические нарушения резкие изменения во внешности Внешность Членство в группировке или секте

Особенности суицидального поведения детей и подростков интенсивность суицидального поведения возрастает по сравнению с предшествующими и последующими периодами жизни подавляющее количество суицидальных попыток носит демонстративный характер суицид как форма привлечения внимания к себе и своим трудностям широко распространена подражательно-конформная форма суицида «я как все», «не слабо» и т.д. суицидальное поведение чаще всего представляет собой завершающую фазу развития отклоняющегося поведения

Особенности суицидального поведения детей и подростков совершаемые суициды происходят на фоне острых аффективных реакций причины суицида чаще всего связаны с жизненным неблагополучием с отношениями с другими людьми: родителями, друзьями, любимыми интенсивность суицидального поведения носит сезонный характер, в частности, повышается частота суицидов в период значимых для подростков праздников и экзаменов влияние СМИ и Интернет-среды на формирование суицидальных намерений и суицидального поведения

Факторы жизнестойкости (защитные факторы) Поддержка значимого людей Религиозные, культурные и этнические ценности Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе. Эмоциональная привязанность к значимым близким Социальная интеграция Выраженное чувство долга, обязательность Ценность собственного здоровья Зависимость от общественного мнения Представление о неиспользованных жизненных возможностях Наличие творческих планов, тенденций, замыслов Наличие эстетических критериев в мышлении

Примерная шкала оценки суицидального риска (рекомендации ВОЗ) Риск отсутствует Незначительный Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда. Несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно. Нет определенных планов и не было попыток самоубийства в прошлом. Умеренный Твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. При наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус. Высокий Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред. Известно, что были многочисленные попытки самоубийства в прошлом. Наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения вербализуются наряду с хорошо продуманным планом и средствами для выполнения этого плана. Проявляет когнитивную жесткость, нет надежд на будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку

Кейс для практической работы №1 Обучающийся 9 класса А. не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. А. не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.

Кейс для практической работы №2 Обучающаяся 11 класса К. проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью, его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – всё по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрёк: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека». В коллективе сверстников К.авторитета не имеет, потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.

Кейс для практической работы №3 В. всегда отличался плохим поведением в школе, последнее время ещё больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. Сейчас учится в 8-ом классе. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия подростка. Со многими учителями длительные конфликты, т. к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, владеет многообразной информацией. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушёл из семьи и вычеркнул сына из своей жизни.