12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дронова Галина Евгеньевна42
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

Презентация «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Развитие критического мышления через чтение и письмо Магнитогорск, 2019 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Д. П. Галкина» города Магнитогорска Составитель: Дронова Галина Евгеньевна, учитель первой квалификационной категории, кандидат филологических наук

Пояснительная записка Данная презентация является визуальным сопровождением доклада, подготовленного для выступления на заседании методического объединения секции русского языка и литературы. В презентации отражены основополагающие моменты технологии развития критического мышления, а именно история вопроса, инновационность и структура технологии, связь с чтением и письмом, механизм развития знаний учащихся, механизм рефлексии на уровне педагогического процесса.

История вопроса «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – технология, известная в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Океании (всего более 30 стран во всём мире).

История вопроса В России данная технология начала внедряться в 1997 г. Первыми городами стали Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород и Новосибирск.

История вопроса Авторы – американские ученые Джинни Стил, Курт Мередит и Чарлз Темпл.

История вопроса Базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые были исследованы в работах классиков начала 20-го века — Жана Пиаже и Льва Семёновича Выготского.

Инновационность технологии Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Инновационность технологии Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Категория «активно сконструированное знание» является итогом рефлексивного поиска, имеет важное значение для конструирования учебного процесса.

Связь с чтением и письмом Чтение и письмо — это и инструмент, и продукт нашего мышления.

Связь с чтением и письмом Чтение и письмо — это и инструмент, и продукт нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным.

Связь с чтением и письмом Чтение и письмо — это и инструмент, и продукт нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

Критическое мышление Разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Направленное мышление, взвешенное, логичное и целенаправленное, которое отличается использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Критическое мышление Тип мышления, который помогает человеку находить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, а так же соотносить их с актуальными нормами. Сложный процесс, позволяющий развивать культуру «диалога» в совместной деятельности. Процесс, повышающий уровень культуры индивидуальной работы с информацией, формирующий умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Активный и интерактивный процесс познания.

Критическое мышление Оценочность и рефлексивность Открытость Актуальность личного жизненного опыта

Структура технологии РКМЧП Базовая модель технологии РКМЧП: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Стадия «вызова» Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Деятельность учителя Деятельность учащихся

Стадия «вызова» Возможные приёмы и методы: составление списка известной информации; рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д.

Стадия «осмысления» Направлена на сохране­ ние интереса к теме при непосредственной рабо­ те с новой информаци­ ей, постепенное продви­ жение от знания старого к новому Читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации Деятельность учителя Деятельность учащихся

Стадия «осмысления» Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т. д.

Стадия «рефлексии» Возвращает учащихся к первоначальным записям, вносит изменения, дополнения; даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Ученик соотносит «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления Деятельность учителя Деятельность учащихся

Стадия «рефлексии» Возможные приёмы и методы: заполнение кластеров, таблиц; установление причинно- следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов; организация различных видов дискуссий; написание творческих работ; исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

Механизм развития знаний учащихся Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности.

Механизм развития знаний учащихся Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности. Знакомство с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей.

Механизм развития знаний учащихся Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности. Знакомство с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей Суммирование и систематизация новой информации, её оценки, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности.

Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса Рефлексия педагогического процесса, осознание собственных действий и действий учеников Рефлексия процесса осознания своего «Я», своего опыта, собственных действий и действий других учеников Учитель Ученик

Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса Становление нового педагогического опыта, развитие мастерства Рождение нового знания, становление опыта Учитель Ученик

Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса Рефлексия педагогического процесса, осознание собственных действий и действий учеников Становление нового педагогического опыта, развитие мастерства Рефлексия процесса осознания своего «Я», своего опыта, собственных действий и действий других учеников Рождение нового знания, становление опыта Учитель Ученик

Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса Эффективность педагогического процесса!!!

Литература 1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003. 2. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. – М.: Академический проект, 2004.