12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Керус Анастасия Владиславовна50
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Учебно-методический материал по теме "Производство, труд и технологии" в помощь учителю Технологии

«Производство, труд и технологии» Презентацию разработала: Керус А. В. Учитель технологии ГБОУ СОШ№ 398 По материалам учебника Симоненко В.Д. Технология: базовый уровень: 10-11 классы

Технология, как часть общественной культуры Культура – это…? Поведение человека (культурный - некультурный)? Искусство? Культура производства?

Понятие «культура» впервые появилось в Древнем Риме как противопоставление понятию «натура», т. е. природа. Означало «обработанное», «возделанное», «искусственное» в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому» и первоначально применялось для обозначения растений, выращиваемых людьми.

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Виды культур: Экономическая Экологическая Нравственная Профессиональная Правовая Бытовая Политическая Технологическая Художественная Коммуникативная

Материальная – совокупность материальных благ, предметов и средств их производства. Духовная – совокупность знаний, форм общественного сознания и духовной ценности.

Все элементы культуры неразрывно связаны между собой. Взаимосвязь материальной и духовной культуры: Материальная Культура Духовная Предметы труда. Средства производства. Результаты труда. Наука. Политика. Философия. Литература, искусство. Религия. Мораль. Педагогика.

Одной из сторон общей культуры является технологическая культура, основой которой служат технологии. Технологическая культура – это уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства.

Представьте себе ситуацию: в современный город попал человек из прошлого, например из Средневековья. Смог бы он выжить в наше время?

Если да, то каково было бы качество его жизни? А если мы попадем в Средневековье?

Понятие «технология» Технология (от древнегреческого) techne – искусство, мастерство, умение; logos – учение, наука. => технология с одной стороны наука, а с другой – практическая деятельность человека.

Традиционно понятие «технология» складывается в сферах, связанных с изготовлением какого-либо вещественного продукта: ткани, посуды, оружия, средств транспорта и т. д. Применительно к этим производственным средам технология это – совокупность приемов и способов изготовления, обработки, изменения состояния, свойств, форм, сырья, материалов или полуфабрикатов, а также наука, разрабатывающая все эти примеры и способы.

Промышленные технологии: Получение и обработка материалов Производство и передача энергии Сбор и обработка информации Машиностроение Сельское хозяйство Строительство Самолетостроение

Любая производственная технология решает три основополагающие технологические проблемы: Как обрабатывать? На чем обрабатывать? Чем обрабатывать?

Каждая технология состоит из 3 составляющих: 1 - процесса технологической обработки 2 – станка 3 – инструмента

Эти компоненты взаимно влияют друг на друга и изменения, усовершенствование одного из них влечет за собой изменение двух других технологических составляющих.

Уровень промышленности во многом определяет уровень развития страны и общества. А развитие промышленности определяется уровнем развития технологии, технологических машин и инструментов, используемых в производстве.

Технологические уклады

Технологический уклад – это совокупность освоенных обществом технологий на определенном этапе исторического развития.

Человечество в своем развитии прошло несколько технологических укладов – преобладающих способов производства: Уровень ручных технологий (с помощью орудий труда) Уровень первых технических устройств Ступень машинных технологий Ступень индустриально-механических технологий Уровень машинно-компьютерных и информационных технологий

I - Применение мышечной силы человека, а также примитивных природных инструментов и орудий

II - Использование мускульной энергии животных и энергии сил природы и воды (ветряные и водяные мельницы)

III - Использование энергии пара (изобретение паровых машин)

IV - Электрификация промышленных предприятий, механизация основных видов труда, разработка и внедрение новых видов связи (телеграфа, телефона, радио)

V - Изобретение и развитие микропроцессорных технологий, создание компьютера, развитие телекоммуникационных технологий. Автоматизация технологических процессов

VI – возможен ли? Какой будет? Каждому технологическому укладу соответствует свой уровень развития цивилизации – уровень технологий, экономики и культуры.

Знаете ли вы что такое праща? Для чего она применялись? Попытайтесь начертить схему работы ветряной мельницы.

Праща́ — метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.