12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Веряскина Ольга Сергеевна229
Россия, Мордовия респ., Саранск

Этические принципы педагога-психолога

Этические принципы педагога-психолога Выполнила: Веряскина О.С. Саранск, 2019 г.

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; Защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: учащихся, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. Лиц, с которыми работает психолог; Сохранение доверия между психологом и клиентом; укрепление авторитета психологической службы образования среди учащихся, родителей и педагогической общественности. Этические принципы призваны обеспечить: Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. 

Принцип уважения Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ и международными документами о правах человека. Этические принципы психолога

а) Уважение достоинства, прав и свобод личности Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и т.д. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации клиента по любым основаниям. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению клиента и связанных с ним лиц.

б) Конфиденциальность Информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий. Психодиагностические сведения о клиентах также должны рассматриваться конфиденциально. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия клиента. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.

в) Осведомленность и добровольное согласие клиента Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны клиента. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным.

Принцип компетентности Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.

а) Знание профессиональной этики Психолог обязан знать положения настоящего Этического кодекса. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.

б) Ограничения профессиональной компетентности Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с клиентом. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с психологом.

в) Профессиональное развитие Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).

Принцип ответственности Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.

а) Основная ответственность Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с клиентом и вытекающую из этого ответственность. Если психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния клиента или представляют риск для клиента, он должен прекратить вмешательство.

б) Ненанесение вреда Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния клиента, не представляют клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.

Принцип честности Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.

а) Осознание границ личных и профессиональных возможностей Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.

б) Прямота и открытость Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

в) Избегание конфликта интересов Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах. Психолог не должен вступать в какие - бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.

г) Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.