12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Целобанова Елена Владимировна158
Руководитель изостудии АРТ-ПОЗИТИВ г. Брянск, заместитель директора по УВР в детской художественной школе. преподаватель высшей квалификационной категории. Член ВТОО "Союз художников России", член РОО «Профессиональный союз художников России»
Россия, Брянская обл., Брянск

Открытый урок по теме: "Натюрморт на передачу фактуры предметов «РЕТРО»"

Открытое занятие по учебному предмету «Живопись» в 5 классе по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Декоративно-прикладное творчество» Выполнила: преподаватель МБУ ДО «НДХШ» Целобанова Елена Владимировна

Класс – 5 Программа - ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» срок освоения программы 5 лет Учебный предмет – Живопись Тема урока - Натюрморт на передачу фактуры предметов «РЕТРО» Количество аудиторных часов – 6 часов

Цели: формировать художественные знания об основных приемах изображения предметов с натуры; учить видеть, понимать, сравнивать и передавать фактуры предметов средствами живописи. об основных средствах художественной выразительности – форме, пропорциях, композиционном центре. учить видеть конструкцию формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предметов. развивать пространственное мышление, навыки рисования с натуры. воспитывать эстетическое отношение к действительности. Задачи: Передать объем и фактуру предметов средствами живописи; Закрепление знаний о взаимовлиянии цвета предметов и цветовых отношений, об основных средствах художественной выразительности – форме, пропорциях, композиционном центре. Тип занятия: Комбинированный. Технологии обучения: проблемное, групповое, личностно-ориентированное, объяснительно-иллюстративное, творческий поиск. Формы обучения: Словесные (беседа) Мастер – класс (педагогический рисунок) Практические (создание предметов с передачей объема и фактуры.) Методы обучения: личностные, регулятивные, коммуникативные, предметные, метапредметные. Планируемые результаты: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность и умение учащихся писать этюды предметов с передачей объема и фактуры предметов. умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с преподавателем и сверстниками. Оборудование для занятий (средства обучения): для педагога: ноутбук, проектор, экран, наглядные пособия по выполнению этюдов с передачей формы о фактуры предметов. Передача рефлексов на предметах. для обучающихся: гуашь или акварель, кисти, бумага, карандаш.

1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Основные понятия и термины: 1. Натюрморт и предметный мир 1.2. композиционное размещение изображения на листе бумаги, правила компоновки предмета на листе 1.3. метод визирования 1.4. Фактура 1.5. цветовые рефлексы. План урока 2. Практическая работа 2.1. Рисунок под живопись 2.2. Работа в цвете

НАТЮРМОРТ - это один из жанров живописи, изображающий предмет, разнообразные по форме, размерам, фактуре, связанные между собой тематически. Ход урока 1. Натюрморт и предметный мир В переводе с французского – «мертвая натура», можно назвать «неживая природа». В голландском, немецком, английском языках название жанра звучит иначе и переводится как «тихая жизнь». Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще.

Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Во настенных росписях Древнего Египта мы видим сосуды и чаши, богов и героев, ритуальные предметы. Гробница Менны, писца ведомства пашен фараона. Жертвенные дары. Около 1422–1411 до нашей эры. Стенная роспись Фивы. Гробница Мены В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения. Натюрморт с персиками и стеклянной вазой. Помпеи, Геркуланум. 45–79 гг.  Фреска. Вилла Помпеи Сабины  Ход урока 1. Натюрморт и предметный мир

Ход урока 1. Натюрморт и предметный мир Красота предметного мира, воспеваемая в натюрморте, - лишь одна из граней привлекательности этого жанра. В нем, как в зеркале, отражались история и культура народа, рукотворность мира и индивидуальность каждой вещи, эстетические предпочтения человека, сословия, времени, мысли, чувства и миропонимание самого художника. Достижению такой смысловой глубины жанра способствовало мастерство художника – умение отобрать предметы, расставить их на предметной плоскости так, чтобы композиция несла определенную смысловую нагрузку, вписать в выбранный формат, объединить колористическими характеристиками. Перед тем как рисовать, художник отбирает предметы, которые интересны ему по форме и цвету, и составляет из них натуральную постановку. Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков. В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Натюрморт, Виллем Калф, 1654 год «Ветвь цветущего миндаля в вазе и книга», Ван Гог, 1888 год

1.2. Правила компоновки предмета на листе. Ход урока

Пропорции предметов – это соотношение величин частей предмета, соотношение части предмета и целого. 1.3. Метод визирования Ход урока

Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки. В изобразительном искусстве фактура – достаточно многоплановое понятие, подразумевающее как степень мастерства художника в передаче фактуры различных предметов (тонкость кружева, мягкость бархата, холодный блеск металла), так и особенности авторского творческого метода, характер обработки материала в скульптуре или способ наложения краски в живописи. 1.4. Фактура Ход урока Флорис Герритс Ван Схотен «Натюрморт» В. Л. Боровиковский портрет Екатерины

Ход урока 1.4. Фактура Обычно в живописи выделяют два основных типа фактуры: «скрытую» (то есть гладкое бесфактурное письмо, характерное для «старых мастеров») и «открытую» (живопись с ясночитаемыми мазками, неровным рельефным красочным слоем, как у позднего Харменс ван Рейн Рембрандта или Винсент Ван Гога). В искусстве ХХ столетия фактура становится одним из важнейших средств художественной выразительности, художники стремятся максимально обогатить фактуру своих произведений за счет использования техники коллажа, ассамбляжа, различных экспериментов с краской (введение опилок, песка, клея и т.д.). Ван Гог «Подсолнухи Ван Гога» Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом».

Рефле́кс— оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов. 1.5. Цветовой рефлекс Ход урока

Работы учащихся прошлых лет по учебному предмету «Живопись» по ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» 5 класс 14-15 лет

1. Компоновке предметов на листе. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их разме­щение в соответствии с форматом листа бумаги. 2. Пропорциональное сравнение предметов уточнение пропорций приемом вспомогательных линий. 3. Выполнение линейного построения предметов натюрморта, распределение светотени, прорисовка складок метод линейно-конструктивного исполнения ри­сунка формы изображаемого предмета — построение перспективно­го расположения в пространстве форм предметов, с учетом видимых плоскостей формы предмета и его невидимых (скрытых от взора) плос­костей.   2. Практическая работа 2.1. Рисунок под живопись. Ход урока

2. Практическая работа 2.2. Работа в цвете Ход урока

2. Практическая работа 2.2. Работа в цвете. Завершение работы.

2. Практическая работа 2.3. Подведение итогов Ход урока