12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Venera38
Россия, Пермский край, Ульяновск

Методическая разработка для конкурса "Классный час по профориентации"

Профессиональное самоопределение старших школьников на уроках иностранного языка

Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и способностями человека, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда; научно обоснованная система подготовки подростков и молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Профориентация и школа Задачи профориентации в школе: ознакомление с миром профессий; изучение интересов, способностей и мотивов деятельности; знакомство с правилами выбора профессий; развитие мотивации на размышления о профессиональном будущем.

Принципы подростков при выборе профессии: Принцип сознательности Принцип соответствия Принцип активности Принцип развития Фазы профориентационной работы в школе: подготовительная фаза; фаза формирования; направляющая фаза; фаза закрепления.

Задачи, решаемые средствами иностранного языка и направленные на профессиональное становление личности: развивать индивидуальные способности учащихся, их склонности и интересы (в том числе и профессиональные); воспитывать трудолюбие, настойчивость, активность, сознательность, самостоятельность; совершенствовать учебные умения школьников работать с книгой, словарями, справочной литературой; формировать у обучающихся специфические коммуникативные умения; познакомить учащихся с разными видами трудовой профессиональной деятельности; расширить круг образовательных и учебных ситуаций с ориентацией на будущую профессию; помочь решить задачу профессионального самоопределения учащихся.

В программах по иностранным языкам для старших классов прослеживаются следующие темы по профориентации: 8-9 класс: Проблемы выбора профессии. 10-11 класс: Современный мир профессий. Возможности продолжения образования. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности. Профессии. Планы на будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.

Профориентация на уроке иностранного языка помогает: определиться с выбором будущей профессии; подобрать специальности, максимально соответствующие интересам профессиональным ожиданиям; соотнести свои желания и способности; сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Плодотворными для формирования профессионального определения у школьников являются ролевые игры, где ребята берут на себя роли врача и пациента, продавца и покупателя- и разыгрывают ситуации, подобные реальной жизни, используя изученный материал.

Профессиональная информация учащихся 10-11 классов включает в себя расширение сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. На уроках мы изучаем сферу кинематографа и театра, и социальной помощи и медицины. Особое внимание уделяем языкам международного общения и их роли при выборе профессии. При завершении работы над темой предлагаем старшеклассникам деловая игра , главной целью которой является формирование у школьников представления о функционировании рынка труда. С помощью такой игры учащиеся примеряют на себя роли и пытаются выстроить свою линию поведения согласно выбранной стратегии. Эта работа ведет к закреплению полученной информации и перевод полученных знаний в навыки

Когда иностранный язык является профессией Переводчик иностранных языков (письменный, последовательный, синхронный). Лингвист (не путать с филологом). Преподаватель, учитель, репетитор иностранного языка. Гид-переводчик. Писатель, литературный редактор, корректор текстов на иностранном языке.

Когда иностранный язык используется в профессии Дипломат, посол, атташе. Особенно министр иностранных дел и его заместители. Политик (сейчас преимущественно это два языка Евросоюза - английский и французский). Программист (английский). Юрист (латынь). Доктор (латынь, английский). Веб-дизайнер. Любой вид бизнеса, подразумевающий сотрудничество с иностранными партнерами. А это переговоры и переписка на иностранном языке.

Заключение Заинтересованность школьников в предмете, существенно влияют в дальнейшем на его профессиональное самоопределение. Систематическая и целенаправленная профессионально ориентационная деятельность создает условия для профессионального самоопределения обучающихся, успешной их адаптации и самореализации в будущей сфере деятельности.