12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ильина Айгуль Вадимовна19
Россия, Камчатский край, г. Елизово

Национальные традиции в произведениях декоративного искусства. Дерево

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Елизовская детская художественная школа» имени Лузина Михаила Александровича      Дисциплина: История изобразительного искусства Основы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов   Выполнил: преподаватель МБУ ДО ЕДХШ Ильина А.В. Камчатский край, г.Елизово – 2017г. «Национальные традиции в произведениях декоративного искусства. Дерево»

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

В число декоративно-прикладных направлений входят: росписи, резьба по кости и дереву, вышивка, кукла, пэчворк, гобелен, финифть, керамика, и многие другие. В число декоративно-прикладных направлений входят: росписи, резьба по кости и дереву, вышивка, кукла, пэчворк, гобелен, финифть, керамика, и многие другие. В России невероятное количество направлений и все их рассмотреть очень сложно. Потому, в данной работе рассматриваются направления связанные с деревом, как основным декоративным материалом получившие развитие и в наши дни.

Наиболее распространенным видом декоративно-прикладного искусства  дохристианской Руси была резьба по дереву. Наиболее распространенным видом декоративно-прикладного искусства  дохристианской Руси была резьба по дереву. Художественная обработка дерева была известна задолго до крещения… к примеру, в Эрмитаже хранится деревянная ложка с рукояткой, выполненной в форме птичьей головы, эту находку датируют III веком до нашей эры.

Традиция работы с деревом. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Ведь дерево являлось не только доступным материалом но имело для славян сакральное значение- как символ небесного моста и самого сильного талисмана. Поэтому это не только способ самовыражения, а традиционный способ защиты своего дома от неудач, несчастий и разных темных сил.

Дом и его убранство Русское деревянное зодчество не мыслило себя без резного декора жилых домов и сооружений. Это способствовало развитию русской резьбы, как обособленного ремесла. Деревянные русские избы были просто «изрисованы» резными узорами и рисунками. Они стояли, словно одетые в красивый резной сарафан. 

Изначально украшение дома состояло из отдельных деталей: наличники, конек крыши, убранство крыльца и балясины. В то историческое время резьба на домах была со смыслом и имела не только эстетический смысл. Изначально украшение дома состояло из отдельных деталей: наличники, конек крыши, убранство крыльца и балясины. В то историческое время резьба на домах была со смыслом и имела не только эстетический смысл.

В настоящий момент этот смысл утерян: и резьба из древесины, которыми украшают современные дома и загородные дачи и коттеджи, превратились лишь в элемент современного декора, и не более того. В настоящий момент этот смысл утерян: и резьба из древесины, которыми украшают современные дома и загородные дачи и коттеджи, превратились лишь в элемент современного декора, и не более того.

Традиции резного дома сохранились не многими, но внутреннее деревянное убранство переросло в отдельные направления: интерьер, изготовления мебели, декоративные интерьерные элементы.

Внешнее домовое убранство это не единственное применение дерева на Руси. Так, к примеру, дерево использовалось для изготовления домашней утвари и игрушек для детей. Внешнее домовое убранство это не единственное применение дерева на Руси. Так, к примеру, дерево использовалось для изготовления домашней утвари и игрушек для детей.

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России. С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. 

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.  Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки. 

Художественные изделия из бересты Береза, пожалуй, это самое любимое дерево в России. Её ценили за молочный срез древесины и за крепость (каменная береза), но особо за бересту (верхний слой коры березы). Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народных ремеслах народов севера России. На бересте писали, из нее делали легкую и удобную обувь – лапти, посуду, игрушки, украшения. Из нее делали как чисто практического назначения вещи так и вещи для красоты: шкатулки и ларцы, коробочки. Все это щедро украшалось тиснением или расписывалось краской.

Традиция работы с берестой сохранилась и в наше время. Разнообразные туеса - большие и маленькие, расписные, украшенные резьбой и теснением очень популярны и сегодня.   Нередко они служат украшением интерьера. Но так же появились и новые направления такие как – картина из бересты. Это изображение полностью набранное из берестяных отрезов, подобранных по цвету и немного доработанных краской.

Абрамцево-кудринская или хотьковская резьба по дереву. Как уже говорилось ранее, все таки, ведущим материалом у славян было дерево. Из него не только строили и украшали но и изготавливали посуду . В 1308 году, как гласит предание, близ Радонежа, на реке Паже, был основан «Покров монастырь, что на Хотькове». Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки. Один из народных художественных промыслов резьбы по дереву – кудринская резьба ведёт своё начало от мастерской, которая была организована Е.Д.Поленовой в 1882 году в усадьбе Абрамцево под Москвой. Эта мастерская объединила местных мастеров из сёл Кудрино, Ахтырка, Мутовка, Левково и др.  Особенности данного направления - плоскорельефный вид резьбы. Главная особенность изделий – густой орнамент из листьев, цветов, ветвей, вызывающий ощущение “кудрявости” узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, заостренные с одной стороны и закругленные с другой. Между гирляндами включаются другие изобразительные элементы — цветы, ягоды, птицы, рыбы, звери, всадники. 

Художественная роспись Худо́жественная ро́спись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности.  Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. На Руси, росписи возникли на основе всё того же дерева. Дабы украсить предметы обихода (прялки, посуда, сундуки) люди начали рисовать простейшими красками незатейливые изображения. Сюжетом, чаще всего, становились природные мотивы (цветы, растения, птицы), со временем начал появляться образ человека.

Наиболее архаичной росписью является – Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.  Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Наиболее архаичной росписью является – Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.  Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Далее идут роспись Северо-Двинского направления- сюда входят: Ракульская, Городецкая, Борецкая, Пермгородская и многие другие. Наиболее известные это Хохлома и Гжель, а так же Жестово. Перечислить все направления росписей существующих в России не возможно в одной работе.