12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Рехлицкая Галина Алексеевна59 Обыкновенная "рабочая лошадь", которой давно пора на покой, а она се еще чего-то не может угомониться Россия, Камчатский край, город Вилючинск |
Методические приемы для использования на любом уроке в классе коррекции
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img0.jpg)
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Рехлицкая Г.А. Учитель биологии и экологии МОУ СОШ № 1 Г. Вилючинск 2013
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img1.jpg)
Урок в школе VIII вида – это урок с использованием специальных коррекционных, воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития. Специальные требования к уроку в школе VIII вида: 1.Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов; 2.Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика; 3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока; 4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка; 5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img2.jpg)
6. Опора на более развитые способности ребенка; 7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др. Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке в школе VIII вида заключается в следующем: рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала; выбор цели и средств ее достижения; регулирование действий учеников; побуждение учащихся к деятельности на уроке; развитие интереса к уроку; чередование труда и отдыха.
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img3.jpg)
Организовывать учебную деятельность иначе на уроке в школе VIII вида приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому учитель вынужден использовать в школе VIII вида приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. урок Звено…n звено2 звено3 звено1 Средства информации: слово, наглядность, практические действия. Звенья: словесные, наглядные, практические. передача и прием информации, проверка ее усвоения; коррекция.
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img4.jpg)
Любой урок в школе VIII вида, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность особенных учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока. Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У особенного ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img5.jpg)
Основные технологии, которые использую на уроке, это технологии индивидуализации и дифференциации. Объяснение нового материала почти всегда сопровождается презентацией, которая должна быть особенно красочной и не перегруженной информацией. Лучше всего делить ее на части, поэтапно закрепляя основные смысловые блоки. У каждого ученика свой темп усвоения знаний, нивелировать их во времени выполнения заданий весьма непросто. Эти дети чрезвычайно не любят писать и быстро устают от однообразных действий. Поэтому приходится все время «расшевеливать» их, применяя специальные приемы. Вот некоторые из них.
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img6.jpg)
1. Ассоциативное «солнышко». На доске преподаватель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося. растение цветок солнце вода почва человек мороз
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img7.jpg)
2.Прием «ручеек». После того, как сформулирована тема урока, учащимся предлагается по очереди высказать, что они уже знают по этой теме. Можно использовать при этом как эстафетную палочку- ручку, карандаш или что-то еще.
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img8.jpg)
Этап изучения нового материала и Этап первичного закрепления изученного материала. 3. Прием «Древо мыслей». Этот прием более развернутый по сравнению с ассоциативным «солнышком». Ключевое слово темы располагается снизу на доске. Например, это слово «КЛУМБЫ». В процессе изучения видов клумб ,они записываются на доске и оформляются в виде ветвей дерева. клумба цветник рабатка миксбордер солитер газон
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img9.jpg)
4.Прием «Истинные и ложные высказывания» или «Найди ошибку». Этот прием позволяет активизировать мыслительные процессы, рассуждать и устанавливать зависимость названия и смыслового содержания, типичные ошибки. Прием можно использовать при закреплении материала урока или при повторении и проверке знаний темы, учащимся предлагается поднять руку (или сигнальную карточку), если утверждение преподавателя неверно.
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img10.jpg)
5.Проверка знаний проводится в форме фронтального теоретического опроса, математических диктантов по схеме: Отметь «+» правильные утверждения и знаком «-» ошибочные.
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img11.jpg)
6.Прием «Проблемный вопрос». Задается после краткой информации, данной преподавателем. Пример: Растение неоднократно поливали холодной водой, но несмотря на уход, оно все равно погибло. Как вы думаете, в чем тут дело?
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img12.jpg)
7. Прием « Один ум- хорошо, а два- лучше». Работа по разрешению проблемных ситуаций или нахождению ответов на проблемные вопросы ведется в парах, группах. (Кроме учебной мотивации это позволяет развивать еще и социальную мотивацию).
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img13.jpg)
8.Прием «Цель- мотив». Преподаватель в начале изучения нового материала ставит перед учащимися цель, которая одновременно является и мотивом к изучению материала: -Сегодня на уроке мы с вами выясним, ( и сообщает какой-то интересный факт, о котором ребята не знают или рассказывает интересную историю, в конце которой возникает проблема.
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img14.jpg)
9. Использование игровых моментов на этапе закрепления знаний. Пример: отгадывание загадок по теме урока с использованием нескольких подсказок.
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img15.jpg)
10. Применение различных тестов с непременным включением нелепых ответов, что не только дает возможность ребенку почувствовать себя «умнее», но и позволяет снять лишнее напряжение.
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img16.jpg)
Снятие агрессии, повышенного напряжения – это повседневная задача учителя, работающего с особенными детьми. Лучше всего это получается при ручной работе. Это может быть рисование, разукрашивание, изготовление поделок, уход за растениями, составление зимних букетов. В ходе такой работы возникает непринужденное общение, совместное творчество детей, взаимопомощь, гордость за проделанную работу. Присутствует и соревновательный момент, побуждающий сделать работу не хуже, чем у других
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img17.jpg)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В краткой презентации невозможно перечислить все особенности работы с учащимися школы 8-го вида, но и те, что были названы, оказались результативными. Дети изменились к концу года, они стали терпимее друг к другу. Они гордятся своей работой по озеленению школы.
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img18.jpg)
В течение года дети познакомились с различными видами работ с природным материалом.Помимо индивидуальных работ состоялся и коллективный опыт, - мы изготовили необычные поздравительные газеты: к Дню учителя из высушенных растений, к Новому году –елку из бумажных ладошек, к Дню 8-го марта – газету с объемными цветами из бумаги, выполненными в разных техниках. Новогодний «сказочный лес», изготовленный этими ребятами, украшал школьный праздничный зал. Кроме того, каждый изготовил поделки, открытки для поздравления своих родных РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
![](/data/ppt_to_html/u121363/p2927/img19.jpg)
У каждого из ребят постепенно собирается папка своих работ, куда они помещают свои лучшие работы по собственному выбору. Проблемы еще остаются, и, к сожалению, многие из них так никогда и не будут решены в жизни этих детей. Надеюсь на то, что ситуации успеха, победы над собой, осознание себя нужным и полезным обществу станут и их стартовой площадкой. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ