12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Рехлицкая Галина Алексеевна59
Обыкновенная "рабочая лошадь", которой давно пора на покой, а она се еще чего-то не может угомониться
Россия, Камчатский край, город Вилючинск

Методические приемы для использования на любом уроке в классе коррекции

Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Рехлицкая Г.А. Учитель биологии и экологии МОУ СОШ № 1 Г. Вилючинск 2013

Урок в школе VIII вида – это урок с использованием специальных коррекционных, воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития. Специальные требования к уроку в школе VIII вида: 1.Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов; 2.Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика; 3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока; 4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка; 5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

6. Опора на более развитые способности ребенка; 7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.   Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке в школе VIII вида заключается в следующем: рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала; выбор цели и средств ее достижения; регулирование действий учеников; побуждение учащихся к деятельности на уроке; развитие интереса к уроку; чередование труда и отдыха.

Организовывать учебную деятельность иначе на уроке в школе VIII вида приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому учитель вынужден использовать в школе VIII вида приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. урок Звено…n звено2 звено3 звено1 Средства информации: слово, наглядность, практические действия. Звенья: словесные, наглядные, практические. передача и прием информации, проверка ее усвоения; коррекция.

Любой урок в школе VIII вида, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность особенных учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока. Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У особенного ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.  

Основные технологии, которые использую на уроке, это технологии индивидуализации и дифференциации. Объяснение нового материала почти всегда сопровождается презентацией, которая должна быть особенно красочной и не перегруженной информацией. Лучше всего делить ее на части, поэтапно закрепляя основные смысловые блоки. У каждого ученика свой темп усвоения знаний, нивелировать их во времени выполнения заданий весьма непросто. Эти дети чрезвычайно не любят писать и быстро устают от однообразных действий. Поэтому приходится все время «расшевеливать» их, применяя специальные приемы. Вот некоторые из них.

1. Ассоциативное «солнышко». На доске преподаватель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося. растение цветок солнце вода почва человек мороз

  2.Прием «ручеек». После того, как сформулирована тема урока, учащимся предлагается по очереди высказать, что они уже знают по этой теме. Можно использовать при этом как эстафетную палочку- ручку, карандаш или что-то еще.  

Этап изучения нового материала и Этап первичного закрепления изученного материала. 3. Прием «Древо мыслей». Этот прием более развернутый по сравнению с ассоциативным «солнышком». Ключевое слово темы располагается снизу на доске. Например, это слово «КЛУМБЫ». В процессе изучения видов клумб ,они записываются на доске и оформляются в виде ветвей дерева.     клумба цветник рабатка миксбордер солитер газон

4.Прием «Истинные и ложные высказывания» или «Найди ошибку». Этот прием позволяет активизировать мыслительные процессы, рассуждать и устанавливать зависимость названия и смыслового содержания, типичные ошибки. Прием можно использовать при закреплении материала урока или при повторении и проверке знаний темы, учащимся предлагается поднять руку (или сигнальную карточку), если утверждение преподавателя неверно.        

5.Проверка знаний проводится в форме фронтального теоретического опроса, математических диктантов по схеме: Отметь «+» правильные утверждения и знаком «-» ошибочные.

6.Прием «Проблемный вопрос». Задается после краткой информации, данной преподавателем. Пример: Растение неоднократно поливали холодной водой, но несмотря на уход, оно все равно погибло. Как вы думаете, в чем тут дело?

7. Прием « Один ум- хорошо, а два- лучше». Работа по разрешению проблемных ситуаций или нахождению ответов на проблемные вопросы ведется в парах, группах. (Кроме учебной мотивации это позволяет развивать еще и социальную мотивацию).

8.Прием «Цель- мотив». Преподаватель в начале изучения нового материала ставит перед учащимися цель, которая одновременно является и мотивом к изучению материала: -Сегодня на уроке мы с вами выясним, ( и сообщает какой-то интересный факт, о котором ребята не знают или рассказывает интересную историю, в конце которой возникает проблема.

9. Использование игровых моментов на этапе закрепления знаний. Пример: отгадывание загадок по теме урока с использованием нескольких подсказок.

10. Применение различных тестов с непременным включением нелепых ответов, что не только дает возможность ребенку почувствовать себя «умнее», но и позволяет снять лишнее напряжение.

Снятие агрессии, повышенного напряжения – это повседневная задача учителя, работающего с особенными детьми. Лучше всего это получается при ручной работе. Это может быть рисование, разукрашивание, изготовление поделок, уход за растениями, составление зимних букетов. В ходе такой работы возникает непринужденное общение, совместное творчество детей, взаимопомощь, гордость за проделанную работу. Присутствует и соревновательный момент, побуждающий сделать работу не хуже, чем у других

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В краткой презентации невозможно перечислить все особенности работы с учащимися школы 8-го вида, но и те, что были названы, оказались результативными. Дети изменились к концу года, они стали терпимее друг к другу. Они гордятся своей работой по озеленению школы.

В течение года дети познакомились с различными видами работ с природным материалом.Помимо индивидуальных работ состоялся и коллективный опыт, - мы изготовили необычные поздравительные газеты: к Дню учителя из высушенных растений, к Новому году –елку из бумажных ладошек, к Дню 8-го марта – газету с объемными цветами из бумаги, выполненными в разных техниках. Новогодний «сказочный лес», изготовленный этими ребятами, украшал школьный праздничный зал. Кроме того, каждый изготовил поделки, открытки для поздравления своих родных РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

У каждого из ребят постепенно собирается папка своих работ, куда они помещают свои лучшие работы по собственному выбору. Проблемы еще остаются, и, к сожалению, многие из них так никогда и не будут решены в жизни этих детей. Надеюсь на то, что ситуации успеха, победы над собой, осознание себя нужным и полезным обществу станут и их стартовой площадкой. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ