12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Мария Михайловна75
Россия, Московская обл., Жуковский

Создание системы работы с одаренными детьми как условие развития современного образовательного пространства

Создание системы работы с одаренными детьми как условие развития современного образовательного пространства. Подготовила: Лебедева М.М.

Английский ученый Г. Ревеш считает, что раньше всего в ребенке просыпаются, развиваются способности к музыке, затем к математике, а что касается ИЗО – к концу периода зрелости к началу второй половины юношеского возраста, то есть к возрасту между 17–20 годами.

В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Поэтому задача учителя – выявление склонностей, а затем в процессе их совершенствования – развитие способностей.

Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения, чтения и пр». Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения, чтения и пр».

Различные виды одаренности по видам деятельности: - интеллектуальная - творческая -художественно-эстетическая - академическая - психомоторная

Существует две формы проявления одаренности: Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны). Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии.

 Так, в качестве приоритетных ориентиров обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие: - развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь); - создание условий для развития творческой личности; - развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей); - обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Общие принципы обучения одарённых детей относятся к основным общим принципам обучения в том числе вообще всех детей: принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся; принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме; - принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Принципы работы с одаренными детьми 1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения . 2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. 4.Принцип возрастания роли

Цели и задачи работы с одаренными детьми Цели и задачи работы с одаренными детьми. 1. Выявление одарённых детей. 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей. Задачи : наблюдения, диагностика; проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности; предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками через самостоятельную работу.

Талантливые и одаренные дети активно вовлекаются во внеурочную занятость всех уровней. В школах работают кружки по следующим направлениям: эстетическое, художественное музыкальное социальное научно-исследовательское спортивное

В обучении одаренных применяются четы­ре основных подхода к разработке содержания учебных программ. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определен­ной категории детей, отличающихся ускорен­ным темпом развития.. 2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по конкретной области знания(высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п). 3. Обогащение. Этот подход направлен насодерие обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем зжана счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми: • организация и проведение занятий с одаренными детьми;  • разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;  • организация индивидуальной работы с одаренными детьми;  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам всех уровней; • организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнение программ;  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;  • творческие отчеты по предмету в рамках реализации проекта «Создание системы работы с одаренными детьми в условиях современного качества образования». • подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.

Планируемые результаты: - увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка; - обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы; - повышение интеллектуального уровня учащихся; - творческая самореализация выпускника начальной школы; - качественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, НПК

Достичь к концу первой ступени обучения учащихся следующих эффектов: -   высокого качества образования; -высокого уровня мотивации обучения; -  сформированности всех групп универсальных учебных действий; формирования исследовательской позиции ребёнка по отношению к окружающему миру, способствующей его успешности в жизни; -  приобретения навыков работы в команде, в отдельной группе; -   проявления лидерских способностей; -     высокой активности воспитанников; -   высокой культуры поведения учеников; -повышения результативности участия в творческих конкурсах, олимпиадах;

Условно можно выделить три категории одаренных детей        Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). -         Дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ). -         Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Что это дает? Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; тематические выставки; марафоны, вечера, викторины Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; тематические выставки; марафоны, вечера, викторины

Использование музыки и пения , элементов игры и театрализации на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности каждого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций. Использование музыки и пения , элементов игры и театрализации на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности каждого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

Для чего они нужны? В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей. Кроме того, участие в олимпиадах не только расширяет кругозор и улучшает абстрактное и логическое мышление, но и совершенствует творческие способности. Участие в предметной олимпиаде – это не только проверка школьных знаний, но и отличная тренировка и саморазвитие.

Формы работы с талантливыми учащимися - творческие мастерские; - групповые занятия ; - кружки по интересам; - конкурсы; - интеллектуальный марафон; - участие в олимпиадах; - работа по индивидуальным планам;

Необходим системный подход к обучению, своевременная диагностика способностей, соответствующее их потребностям программно - методическое обеспечение, а также профессионализм учителя, способного работать с мотивированными и одаренными учащимися. Без атмосферы единства учащихся, учителей и родителей работа немыслима, без коллектива единомышленников система работы не достигнет нужной высоты Подведя итог, можно сказать, что в школе создана система работы с мотивированными и одаренными учащимися, охватывающая все образовательное поле, сложилась среда, в которой существуют дети с разными способностями, степенью одаренности.