12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Ольга Игоревна43
Грамотная, общительная, смотрю на все с оптимизмом!
Россия, Томская обл., Томск

Приёмы работы со словарными словами словами на уроках русского языка в начальной школе

«Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка для младших школьников» Петрова Ольга Игоревна учительначальных классов І категории МАОУ СОШ № 47 г. Томска

«Непроверяемые слова - словарные» Любого учителя всегда волновал вопрос о том, как помочь младшим школьникам стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемых «словарными».

«Непроверяемые слова - словарные» «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа», - писал известный ученый – методист А.В.Текучев

«Непроверяемые слова – словарные» Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, а так же от их активного словарного запаса. А с другой стороны - изучение таких слов на фоне орфографических приёмов должно способствовать активизации словаря младшего школьника.

«Задача учителя» Одной из главных задач, стоящих передо мной, как перед учителем, является задача научить ребёнка писать словарные слова без ошибок.

«Мой личный опыт» Мышление учащихся начальных классов носит наглядно - образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства школьников соответственно преобладает и образный тип памяти.

«Причины трудностей» Работа со словарными словами ведется изолированно от всей другой орфографической работы или, как правило, ребенку при знакомстве со словарными словами отводится пассивная роль (слово демонстрируется и анализируется самим учителем, ребенок же должен лишь его заучить и правильно писать).

«Как же быть в данной ситуации?» Как помочь запомнить написание словарных слов, изучаемых в течение всего курса русского языка в начальной школе?

«Что необходимо учащимся?» Приемы работы со словарными словами.

«Составь предложение» Это прием можно начать применять уже с 1 класса, когда словарные слова, как таковые, еще не изучаются, да и не все буквы еще могут быть изучены. Ребятам предлагается назвать слово и составить с ним предложение.

«Толковый словарь» Не называя словарного слова, детям дается объяснение лексического значения изучаемого слова. Задача детей - найти это слово в толковом словаре и записать с проговариванием. Минутка чистописания + словарное слово.

«Мнемотехника (графические ассоциации» Суть приёма в том, что необходимо увидеть сходство формы буквы и предмета. К приёму мнемотехники можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.

«Лишнее слово» Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подготовку к изучению нового материала. ТЕТРАДЬ, КАРАНДАШ, УЧЕНИК, ДЕЖУРНЫЙ, РЕБЯТА ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ДЯТЕЛ, КОРОВА, СОБАКА  

«Физическая минутка»

«Приём Чепушина» Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если ребята не знают слово на букву, то пропускают. Г - горох О - огурец Р - ребята О - огород Д – девочка ПРИЯТНО

«Шифровка» Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий. е х о д р а г и ю ж н я а в з

«Умная шкатулка»

Подведём итог Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Систематическая и целенаправленная работа со словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Новые словарные слова воспринимаются и запоминаются легче, т.к. школьник производит с ними практические действия, а, следовательно, это ведёт к прочному, основательному и осознанному запоминанию правописания слов с непроверяемой орфограммой.