12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Татьяна Олеговна52
Россия, Удмуртская респ., д.Лонки-Ворцы

Фразеологизмы

«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ» Подготовка к ОГЭ и ВПР по русскому языку. 6 класс, 9 класс Васильева Т.О., учитель русского языка и литературы

Методическое сопровождение к тренажёру 1. Учебный тренажёр по русскому языку «Фразеологизмы» поможет обучающимся 9 класса проверить свои знания по теме «Фразеологизмы» и подготовиться к ОГЭ по русскому языку по темам «Анализ средств выразительности» (задание 7) и «Лексический анализ» (задание 8). 2. Тренажёр адресован и обучающимся 6 класса как подготовка к ВПР по русскому языку при выполнении задания 14. Может быть использован на уроках в 6 классе при обобщении темы «Фразеология». 3. Учебный тренажёр состоит из трёх частей: «Значение фразеологизмов», «Фразеологизмы – синонимы и антонимы», «Найдите фразеологизмы».

Определения Фразеологизмы  – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Фразеологизмы – это устойчивые неделимые сочетания слов, употребляемые в переносном смысле, которые можно заменить одним словом, синонимом.  Фразеологизмы – устойчивые сочетания с несвободным значением каждого слова. Смысл фразеологизма представляет собой не сумму значений, входящих в него слов, а нечто целое. Фразеологизмы  – это средства выразительности языка. Они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.

Часть 1 «Значение фразеологизмов» 1. Каждое задание части 1 имеет 4 варианта ответа. Нужно выбрать один правильный, нажав при этом на прямоугольник с выбранным вариантом ответа. 2. Если ответ правильный, цвет прямоугольника изменится на другой оттенок зелёного. 3. Если ответ неверный, цвет прямоугольника станет серым. 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.

1. Укажите, какое значение имеет фразеологизм задирать нос Запомнить крепко-накрепко Болтать вздор, пустяки Неоправданно чем-то гордиться, хвалиться Насмехаться, осмеять кого-то

2. Укажите, какое значение имеет фразеологизм ни свет ни заря Очень рано Скромно и незаметно себя вести Наоборот Близко

3. Укажите, какое значение имеет фразеологизм не подпускать на пушечный выстрел Сказать невпопад или что-нибудь не совсем подходящее в сложившейся ситуации Скромно и незаметно себя вести Тайно, скрытно руководить кем-нибудь Не подходить, не подпускать близко

4. Укажите, какое значение имеет фразеологизм водить за нос Очень устать Обещать Непонятно говорить Обманывать

5. Укажите, какое значение имеет фразеологизм белая ворона Тот, кто отличается от других Человек перетрусивший, испугавшийся Человек, умеющий выбирать самое лучшее Человек вмешивается в то, во что не следует

6. Укажите, какое значение имеет фразеологизм точка зрения Напряжённо думать Мнение о чём-либо или о ком-либо Хорошо узнать друг друга Заниматься бесполезным делом

7. Укажите, какое значение имеет фразеологизм развесить уши Сплетничать, злословить Скромно и незаметно себя вести Слушать без особого внимания Заслушаться

8. Укажите, какое значение имеет фразеологизм бить баклуши Бездельничать Работать со старанием Впустую тратить время Напряжённо думать

9. Укажите, какое значение имеет фразеологизм с чистого листа Неожиданно Наоборот Очень быстро Сначала

10. Укажите, какое значение имеет фразеологизм язык проглотить Ворчать, невнятно бормотать Не можешь ясно сказать что-либо Замолчать, перестать говорить Навязываться, надоедать

Часть 2 «Фразеологизмы – синонимы и антонимы» 1. Формулировка заданий части 2: «Укажите, какие фразеологизмы являются антонимами или синонимами». 2. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Нужно выбрать два правильных ответа, нажав при этом на прямоугольники с выбранными вариантами. 3. Если ответ правильный, цвет прямоугольника изменится на другой оттенок зелёного. 4. Если ответ неверный, цвет прямоугольника станет серым. 5. Повторно нажав на прямоугольники, можно узнать значения фразеологизмов. 6. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.

1. Укажите, какие фразеологизмы являются антонимами Ловить ворон Сесть в калошу Бабушка надвое сказала Смотреть в оба Смотреть в оба – быть внимательным, осторожным Ловить ворон - быть крайне невнимательным, рассеянным Сесть в калошу – оказаться в неудобном положении Бабушка надвое сказала – непроверенная, недостоверная информация

2. Укажите, какие фразеологизмы являются антонимами С гулькин нос Ветер в голове Пруд пруди С ног на голову С гулькин нос – очень мало Пруд пруди - много Ветер в голове – легкомысленность, безответственность С ног на голову - наоборот

3. Укажите, какие фразеологизмы являются антонимами Сломя голову Путаться под ногами За тридевять земель Рукой подать Рукой подать - близко За тридевять земель – очень далеко Сломя голову – очень быстро Путаться под ногами – находясь рядом, мешать своим присутствием, отвлекать

4. Укажите, какие фразеологизмы являются антонимами Не разгибая спины Филькина грамота Спустя рукава Тише воды, ниже травы Не разгибая спины – честно, усердно, много и тяжело работать Филькина грамота – документ, не имеющий силы; безграмотно составленный документ Спустя рукава – делать без особого усердия, кое-как Тише воды, ниже травы – скромно и незаметно себя вести

5. Укажите, какие фразеологизмы являются антонимами Находить общий язык Вылетело из головы Витать в облаках Зарубить на носу Находить общий язык – достигнуть взаимопонимания Вылетело из головы - забыл Витать в облаках – мечтать, грезить или фантазировать о чём-либо Зарубить на носу – хорошо запомнить, крепко-накрепко

6. Укажите, какие фразеологизмы являются синонимами Язык подвешен Хлопот полон рот Язык без костей Тянуть за язык Язык подвешен – говорят про человека, который свободно, бегло говорит Хлопот полон рот – очень много дел, забот Язык без костей – говорят про очень болтливого человека Тянуть за язык – провоцировать на какое-либо высказывание; вынуждать что-либо сказать, ответить

7. Укажите, какие фразеологизмы являются синонимами На краю земли Под самым носом Повесить нос За тридевять земель На краю земли –где-то очень далеко Под самым носом - близко За тридевять земель – очень далеко Повесить нос – приуныть, загрустить

8. Укажите, какие фразеологизмы являются синонимами Как с гуся вода Душа в душу Водой не разольёшь Тёртый калач Тёртый калач – опытный человек, которого трудно обмануть Водой не разольёшь – о друзьях; о крепкой дружбе Душа в душу – очень дружно, в полном согласии Как с гуся вода – всё человеку нипочём

9. Укажите, какие фразеологизмы являются синонимами Отбился от рук Золотые руки Руки не доходят Мастер на все руки Отбился от рук – о непослушном, своенравном человеке, который не поддаётся контролю Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой Руки не доходят – нет никаких сил и времени что-то делать Мастер на все руки – человек, умеющий делать всё, способный на всякое дело

10. Укажите, какие фразеологизмы являются синонимами Капля в море Кот наплакал Бить ключом Краем уха Бить ключом – бурно Краем уха – услышать случайно, слушая невнимательно Кот наплакал – очень мало, почти ничего Капля в море – очень малое количество чего-либо по сравнению с чем-либо

Часть 3 «Найдите фразеологизмы» 1. Формулировка заданий части 3: «Укажите верно выписанный(ые) фразеологизм(ы) из предложений». 2. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Нужно выбрать ответ, нажав при этом на прямоугольник с выбранным вариантом. 3. Если ответ правильный, цвет прямоугольника изменится на другой оттенок зелёного. 4. Повторно нажав на прямоугольник, можно узнать значение фразеологизма(ов). 5. Если ответ неверный, цвет прямоугольника станет серым. 6. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.

1. Укажите верно выписанный фразеологизм из предложений 1-6. (1)Володя усмехнулся. (2)Девчонки ещё маленькие, Лилька и Тамара. (3)В школу не ходят, с куклами играют пока. (4)Наверно, тоже обед готовят. - (5)Эй, вы что делаете! (6)Их как ветром сдуло. Как ветром сдуло Ветром сдуло Их как ветром сдуло Как ветром Как ветром сдуло – быстро, мгновенно, молниеносно исчезли

2. Укажите верно выписанный фразеологизм из предложений 1-2. (1)Расстёгивать крючки одной рукой было неудобно, он пыхтел, вставал во весь рост; он не замечал свиста пуль и разрывов мин. (2)Он был раненый, выбывший из игры! Выбывший из игры Вставал во весь рост Во весь рост Не замечал свиста пуль Во вест рост – выпрямившись, не сгибаясь

3. Укажите верно выписанные фразеологизмы из предложений 1-4. (1)Лохмачёв ходил, заломив фуражку набок, изогнувшись боком и насвистывая всё время разные грубые марши. (2)Голос имел сиплый, и разговор его как раз подходил к голосу. - (3)Разрази меня гром, если я не голоден как собака! (4) Сегодня в нашей компании был ещё посторонний мальчик, и поэтому Лохмачёв старался казаться ещё страшней, грубей и заносчивей. Разрази меня гром, голоден как собака Разрази меня гром, как собака Голос имел сиплый, разрази меня гром Грубые марши, как собака Разрази меня гром – клянусь, клятвенно заверяю. Как собака – очень сильно, до предела, до крайности

4. Укажите верно выписанный фразеологизм из предложений 1-6. (1)Сегодня утром Павлик, Олег и Галка решили строить телескоп. (2)Не какую-нибудь трубку с очковыми стёклами, а громадный, длиной метра в четыре, чтобы не только Луна, но и все планеты были видны как на ладони. (3)Три больших листа фанеры для раздвижной трубы обещал достать Олег. (4)Галка сказала, что принесёт линзу от фильмоскопа, нужную для окуляра. Видны как на ладони Как на ладони Линзу от фильмоскопа Трубку с очковыми стёклами Как на ладони – очень ясно, отчётливо

5. Укажите верно выписанный фразеологизм из предложений 1-8. (1)Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. (2)Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. (3)Он стянул их вместе. (4)Дети стукнулись головами. (5)Лодку, как багром, подтянуло к берегу. (6)Надя и Ника продолжали рвать цветы, всё более накреняя лодку и почти лёжа рядом на опустившемся борту. - (7)Надоело учиться, - сказал Ника. – (8)Пора начинать жизнь, зарабатывать, идти в люди. Как резина Как багром Пора начинать жизнь Идти в люди Идти в люди (устар.) – на работу по найму, в услужение

6. Укажите верно выписанный фразеологизм из предложений 1-9. (1)До порта было ещё далеко. (2)Ветер дул с бессмысленной яростью. (3)Волны с размаху били в нос, шлюпка взлетала в темноте, и я слышал, как море тяжёлыми бросками швыряет в неё вёдра воды. (4)Ноги у меня были уже по косточку в воде. (5)Надо было её отлить. (6)Я бросил вёсла и нащупал черпак. (7)Но волны тотчас повернули лодку бортом, меня закружило. (8)Я схватил вёсла и снова начал грести из последних сил. (9)Мокрая рубаха прилипла к телу и очень мешала. Из последних сил Прилипла к телу Вёдра воды По косточку в воде Из последних сил – с предельным напряжением (оставшихся) сил, превозмогая себя

7. Укажите верно выписанный фразеологизм из предложений 1-5. - (1)Бабушка у нас доктор Айболит, - восторженно сказал Вовка. - (2)Да уж, бессловесная тварь на меня не пообидится, - не без гордости сказала Олёна Даниловна. – (3)Грача – лапка была сломана – выходила, больше месяца костылик носил. (4)Скворушек, тех за свою жизнь без счёта спасала, может, десятка два или три, журку – хромой был – тоже на ноги поставила… - (5)А зверюшек-то, бабушка, забыла? – напомнил Вовка. Бессловесная тварь Без счёта спасала На ноги поставила Доктор Айболит На ноги поставила – вылечила, избавила от болезни

8. Укажите верно выписанный фразеологизм из предложений 1-8. — (1)Новичок... как твоя фамилия? (2)Буланин вздрогнул и поднял глаза. (3)Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом. (4)Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на курточке Буланина. — (5)Ишь ты, какие пуговицы у тебя ловкие, — сказал он, трогая одну из них пальцем. — (6)О, это такие пуговицы... — суетливо обрадовался Буланин. — (7)Их ни за что оторвать нельзя. (8)Вот попробуй-ка! Заложив руки в карманы В два ряда Оторвать нельзя Ни за что Ни за что – ни в каком случае, ни при каких условиях; совершенно напрасно, абсолютно зря

9. Укажите верно выписанные фразеологизмы из предложений 1-5. 1) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. 2) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. 3) Мы сели на извозчика, заваленного овощами, и поехали по главной Московской улице. 4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была чёрной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. 5) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. Сломя голову, точно огромные печи Будто разрывали кусок холста, точно огромные печи Сломя голову, ни свет ни заря Неслись сломя голову, проснулись ни свет ни заря Сломя голову – очень быстро. Ни свет ни заря – очень рано.

10. Укажите верно выписанные фразеологизмы из предложений 1-5. 1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. 2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.) 3) Ева из кожи лезет вон, чтоб получать пятёрки. 4) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. 5) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. Чувствуем себя не в своей тарелке, на лету подхватил Не в своей тарелке, в розоватом отблеске Из кожи вон, не в своей тарелке Из кожи вон лезть, не в своей тарелке Из кожи вон лезть – очень стараться что-то сделать. Не в своей тарелке – неуютно, дискомфортно; не на должном месте; не в настроении.