12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чиркина Татьяна Александровна20
Cтаж работы в школе -35 лет, 1 квалификационная категория
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск

Демографический портрет моей школы в истории переписи нашей страны

Автор:Коваленко Владимир, учащийся 7а класса. Руководитель: Т. А. Чиркина, учитель истории и обществознания. Образовательное учреждение: МБОУ Новоникольской СОШ Мичуринского района Новоникольское 2019 год Демографический портрет моей школы в истории переписи нашей страны

Цель нашего исследования: - составление демографического портрета школы Задачи: познакомиться с историей переписи населения в России; изучить национальный, половой состав школьников; узнать чем занимаются учащиеся в свободное от учёбы время; какие любят школьные предметы; любят ли ходить в школу; привлечь внимание учащихся к изучению своей родословной; к выбору профессии. Актуальность темы: - привлечь внимание школьников к демографическим проблемам в России на примере школьной переписи.

Проблема: в настоящее время ученики проводят больше времени в школе, поэтому необходимо знать, чем они интересуются, кем мечтают стать, кто они. Гипотеза: если ребята примут участие в составлении демографического портрета школы, то они заинтересуются своей родословной и историей своей Родины Объект исследования: учащиеся школы. Методы: - сравнительный анализ литературы; - метод анкетирования; - статистический

На Руси учет населения начался еще во времена татаро-монгольского нашествия. История переписей населения в России

Первая перепись, произведенная татарами относится к 1245 г. Учет в то время был похозяйственным: учитывались для обложения их данью дома, или «дымы».

«ПИСЦОВЫЕ КНИГИ» XIV – XVI вв. В России в XIV - XVI веках имели место земельно-хозяйственные описания. Результаты их фиксировались в так называемых писцовых книгах, которые не были учетами населения. В ходе их выявлялись только владельцы дворов. Знаменитый венецианец Марко Поло (XIII в.) так описывает жителей большой северной страны России: «Они — очень красивые люди, белые, высокие; их женщины также белые и высокие с белокурыми и длинными волосами».

ПЕТРОВСКИЕ ПЕРЕПИСИ В переписи 1710 г. была сделана попытка записывать оба пола. Множество ошибок происходило из-за невежества и небрежности переписчиков, а также из-за взяток переписчикам за пропущенные дворы.

СКАЗКИ 26 ноября 1718 года Петр Великий издал указ, которым предписывалось "взять сказки у всех , чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола ...".

РЕВИЗИИ С тех пор учеты населения в России стали называться "ревизиями". До отмены крепостного права прошло десять ревизий . Они давали очень неточные сведения о населении, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только "приписных" людей, числившихся в списках для уплаты подати налога

ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 1897 ГОДА Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов Тян-Шанский.

Стоимость переписи 1897 года составила около 7 млн. рублей, примерно 5,5 копеек на человека. Единицей наблюдения было хозяйство, на которое и составлялся переписной лист, содержащий 14 пунктов ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 1897 ГОДА

В истории этой переписи много интересных фактов и курьезов. Например, Николай II в графе «род занятий» скромно указал: «хозяин земли русской», а некоторые мужики из деревень на вопрос об имени и отчестве жены, отвечали так: «Буду я величать ее! Баба так и есть, и нет ей больше названия». ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 1897 ГОДА

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСЕЙ В СССР 1920 1926 1937 1939 1959 1970 1979 1989 С установлением Советской власти начался новый этап развития статистики в нашей стране. Сразу после революции 1917 года В. И. Ленин провозгласил свой знаменитый лозунг: «Социализм – это учет».

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 2002 года По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002г., численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн.человек. По сравнению с переписью населения 1989г. численность населения сократилась на 1,8 млн.человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 1,6 млн.человек, в сельской местности - на 0,2 млн.человек.

Всероссийская перепись населения 2010 года Всероссийская перепись населения 2010 года

Причины неблагополучной демографической ситуации

Население России в перспективе

1) Ваше имя_________фамилия____________ 2) Ваш пол мужской_ женский_ 3) Дата вашего рождения _________________ 4) Ваша национальность __________________ 5) какие национальности есть (были) в вашем роду? 1________ 2________ 3________ 4_______ 6) Место вашего рождения _________________ 7) Сколько детей в вашей семье?______________ 8) Ваше вероисповедание____________________ 9) Ваше любимое занятие (хобби) в свободное от учебы время_________ 10) Ваш любимый предмет в школе____________________ 11) Кем вы хотите стать в будущем?__________________ 12) Ваше любимое блюдо в нашей столовой______________ 13) Занимаетесь ли вы спортом (каким)?_______________ 14) Любите ли вы ходить в школу и почему?____________ 15) Профессия Ваших родителей_____________________ 16) Какой уровень зарплаты вы считаете для себя достойным?_________ 17) Где вы отдыхаете летом?_______________________ Переписной лист

Численность и половой состав Национальный состав Национальный состав школьников однородный. В соответствии с данными переписи 100% учащихся нашей школы - русские. Национальный состав можно изучить и по именам: Мария, Анастасия, Дарья, Алексей, Михаил Среди мужских имен самыми распространенными являются Алексей, Михаил, Максим, а среди женских - Алина, Анастасия. В нашей школе обучается 245 обучающихся, из них 135 девочек и 110 мальчиков. Даже на фоне отдельной школы заметно преобладание женского пола, так же как и в нашей стране.

Религиозный состав Место рождения Подавляющее большинство респондентов (85%) ответили, что они православные, 14% затруднились ответить на данный вопрос, и 1% учащихся – неверующие. 95,7% учащихся нашей школы родились и выросли в нашем селе. Некоторые из них являются родственниками. Об этом можно судить о распространённости фамилий, таких как Черных, Поповы, Ученики нашей школы каникулы проводят дома и лишь 10% отдыхают в лагерях, на море и у бабушек.

Сколько детей в семье

Любимое занятие Любимое занятие

Любимый предмет Любимый предмет Физическая культура –47% Математика – 15% Обществознание- 15% ИЗО -10% История -3% Русский язык -1% Химия -1% Физика -1% Природоведение -1% Технология -1% Никакой - 5%

Любимое блюдо в школьной столовой Любимое блюдо в школьной столовой Сосиски в тесте -32% Картошка - 10% Булочки -10% Макароны -5% Всё – 10% Не нравится – 5% Затруднились ответить – 28% Большинству респондентов /95%/ нравится питаться в школьной столовой

Занимаетесь ли вы спортом? Занимаетесь ли вы спортом? ДА – 62% Нет – 28% Затруднились ответить – 10% Имеете ли вы вредные привычки? Нет – 88% ДА – 12%

Любите ли вы ходить в школу и почему? Любите ли вы ходить в школу и почему? Да - 58% (здесь друзья) Нет - 32% (много задают, рано вставать) Не очень – 10% (причину не объяснили) Где вы отдыхаете? Дома -76% На море – 14% В лагере - 10%

Какой уровень зарплаты вы считаете для себя достойным?

В своей работе мы постарались составить демографический портрет школы. Изучив историю переписей населения в России, мы расширили свои знания по демографическим проблемам в нашей стране. Оптимистический прогноз по результатам анкетирования показал, что численность учащихся в нашем образовательном учреждении должна увеличиться, а если мы будем вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и откажемся от вредных привычек, то можно надеяться на здоровое и умное поколение. Следующим этапом нашей работы будет изучение демографических проблем Тамбовской области. Заключение

Информационные источники 1.Методические рекомендации по участию общеобразовательных учреждений России в проекте «Детская перепись».- М., 2002.-48с. 2.Крылова О.Н. Перепись населения в школе Еженедельник «География» №27-28.-М., 2003.-48-50с. 3.Руководство для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2002 года и заполнение переписных документов-М.,2001. 4. http://www.perepis2002.ru