12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Залевская Наталья Ивановна1005
По знаку Зодиака - Козерог.
Россия, Новосибирская обл., село Сурково Тогучинского района

"Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна"

"Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна" Морскому Гвардейскому Экипажу посвящается… Автор: Залевская Н.И., учитель истории МКОУ Тогучинского района «Сурковская средняя школа» 2020 год

В состав четырех рот гвардейского экипажа вошли: Гребецкая (116 человек) и Яхтенские команды (126 человек), гребцы с Адмиральских и Капитанских катеров (38 человек) и отличные нижние чины судовых команд портов Санкт-Петербурга, Кронштадта и Черноморского флота (175 человек). Гвардейский флотский экипаж, как самостоятельная морская часть гвардии был учрежден императорским указом от 16 февраля 1810 г.

В строевом рапорте, подписанном Цесаревичем уже на 20 ноября 1810 года значится: Штаб-офицеров - 4 Обер-офицеров – 15 Унтер-офицеров - 27 Рядовых – 385 Юнг - 20 Музыкантов - 18 Нестроевых - 18

17 декабря 1812 г. состоялся высочайший смотр экипажа. В строю находилось: офицеров - 12 нижних чинов – 355 Отсутствовали по болезни: офицеров - 4 нижних чинов - 27 Всего за компанию 1812 г. экипаж понес потери (с учетом артиллеристской команды): убиты -16 (6); умерли от ран и болезней - 26 (5); пропали без вести - 8.

КАРЦЕВ  Иван Петрович,  вице-адмирал командир Гвардейского экипажа  1 марта 1810 г. произведен в капитаны 2-го ранга, в 1811 г. при сформировании Гвардейского экипажа назначен его командиром. В 1812 г. участвовал в сражениях при Островне, Смо-ленске, Бородине, под Малоярославцем и на Березине и занимался устройством переправ через большие водные преграды (Западная Двина, Днепр, Березина, Неман), в 1813 г. – через Вислу, Одер, Нейссе, Эльбу и Рейн. Отважно действовал с Гвардейским экипажем под Бау-ценом, где под огнем французов разрушил мосты через Шпрее и гать на болоте у Креквицких высот, чем затруднил продвижение неприятеля. 16 марта 1813 г. за отличие при взятии пред-мостных укреплений у Кюстрина на Одере был произведен в капитаны 1-го ранга. Участвовал при осаде крепости Кенигштейн и в Лейпциг-ском сражении. В 1814 г. отличился в сражении при Ножане, где быстро навел понтонный мост через Сену под огнем французов. При обложе-нии Парижа наводил мосты через Сену и Урк-ский канал, устроил аппарели и натяжные во-роты для подъема артиллерии на Монмартр. 18 августа 1814 г. произведен в капитан-командоры с оставлением в должности командира Гвардейского экипажа

Обер-офицеры Гвардейского флотско-го экипажа (лейтенанты и мичманы) носили темно-зеленый мундир с белой выпушкой по воротнику и обшлагам; золотое шитье на стоячем без скосов воротнике и рукавных клапанах изо-бражало якорь, перевитый тросами и канатом. По краям воротника и об-шлажных клапанов нашивался золотой галун. Вне службы носили вицмундир с золотыми петлицами на воротнике и клапанах обшлагов. Шинель армей-ская, но с темно-зеленым воротником. Оружие при вицмундире - кортик с белой костяной рукояткой и золотым прибором на черной поясной порту-пее, в строю и на параде носили офи-церскую полусаблю с вызолоченным эфесом на черной лакированной пе-ревязи через правое плечо. ОБЕР-ОФИЦЕР ГВАРДЕЙСКОГО ФЛОТСКОГО ЭКИПАЖА

С началом боевых действий в июне 1812 г. Гвардейскому экипажу были поручены работы по устройству переправ, строительству мостов, возведению укреплений. Моряки исправляли дороги для обеспечения отхода армии, уничтожали мосты и портили дороги перед наступающим противником. Бывало так, что одна часть экипажа, будучи в авангарде отступающей армии, мосты наводила, а другая, замыкая арьергард, их разрушала, чем существенно сковывала действия противника. Ротам Гвардейского экипажа приходилось трудиться вместе с понтонными и пионерными ротами армии. От их работы во многом зависели скорость движения войск, порядок и организованность их отхода. Моряки действовали быстро, проявляли находчивость и сообразительность. При отходе армии из укрепленного Дрисского лагеря, где русское командование предполагало дать генеральное сражение Наполеону, Гвардейский Экипаж обеспечил переправу через широкую и полноводную Западную Двину 2-го и 3-го кавалерийских корпусов. Эту задачу успешно выполнили 60 матросов  под руководством офицеров-моряков А. Д. Валуева и М. Н. Лермонтова. Быстро, за несколько часов ими был наведен плавучий мост для русской кавалерии, а когда она переправилась, моряки уничтожили переправу. Моряки-гвардейцы навели несколько мостов через реки в районе Витебска, по которым отходила армия Барклая–де–Толли. Уничтожая за собой переправы, продовольствие, фураж, и часто под артиллерийским и ружейным огнем, Гвардейский Экипаж следом за Гвардейским корпусом отходил к Смоленску. В 25 верстах ниже города по Днепру моряки быстро и искусно навели переправу для армии Багратиона. Рассыпавшись в стрелковую цепь на правом берегу реки, они сдерживали приближающиеся разъезды противника. Но настоящее боевое крещение на поле брани, как пехотный гвардейский батальон, Экипаж получил в Бородинском сражении. На правом фланге русской позиции у села Бородино на новой Московско-Смоленской дороге был деревянный мост через реку Колоча, который охранял мичман М. Н. Лермонтов с 30 матросами Экипажа. Рано утром 26 августа 1812 года французы напали на село и выбили оттуда батальон лейб-гвардии Егерского полка, который отступил к своим позициям через мост. Вслед за егерями через этот же мост прорвался 106-й линейный полк неприятеля, после чего моряки быстро взорвали деревянный мост, и французы оказались в ловушке. В завязавшемся бою егеря и моряки практически полностью уничтожили врагов. Наступлений французов на этом фланге русской армии у Бородино больше не было. Артиллерийская команда Экипажа с 2-мя орудиями  в составе артиллерийской гвардейской роты также участвовала в бою на южной возвышенности редутов Багратиона и потеряла много орудийной прислуги и лейтенанта И. Л. Киселёва. В своём первом сражении Экипаж потерял убитыми и ранеными 24 матроса и одного офицера. За проявленное мужество и храбрость 16 моряков-гвардейцев были награждены  «Знаками отличия Военного Ордена», а офицеры – орденами.

А. Тронь. «Морской Гвардейский экипаж в битве при Бородино».

Надпись: "В день сражения 26 августа в полку находилось офицеров 51, егерей 1834, Гвардейского экипажа офицеров 1, матросов 30, выбыло из строя полка офицеров 27, егерей 693, Гвардейского экипажа матросов 11". "Памятник лейб-гвардии Егерскому полку и матросам Гвардейского экипажа на Бородинском поле" (Архитектор С.Прохоров, 1912 г.)

Схема сражения при Бауцене в Саксонии. 1813 г.

9 -10 мая 1813 года морякам-гвардейцам пришлось с оружием в руках участвовать в сражении при Бауцене в Саксонии. 9 мая, в день своего праздника (день Святого Николая Чудотворца), Экипаж был назначен в караул  у главной квартиры Государя, расположенной в селении Ней-Пуршвиц. Когда Александр I садился на лошадь у занимаемого им замка, Экипаж стоял под ружьём. Подъехав к строю, Государь сказал: «Здравствуйте матросы, поздравляю вас с праздником. Сегодня ваш праздник и я хочу потешить вас: идите в дело, я буду смотреть на вас». Громкое матросское  «Ура!» и «Рады стараться!» было ответом Им-ператору. Бой начался с 6-ти часов утра и продолжался безостановочно 15 часов. Вначале французы, усиленные свежими подкреплениями, стали теснить прусский корпус, располо-женный в центре позиции союзных войск. Тогда его заменили резервом, состоявшим из Глуховского кирасирского полка, тремя батальонами Перновского, Кексгольмского и лейб-гвардии Егерского полков и Гвардейским Экипажем, под общим командованием генерал-лейтенанта Чоглокова. Прибывший резерв с Экипажем на правом фланге находился под интенсивным артиллерийским огнем, но позицию не сдавал, хотя понёс большие потери. Даже музыканты Экипажа снимали с убитых товарищей сумы с патронами, брали их ружья и вступали в бой. Государь с возвышения смотрел на бой и несколько раз посылал сказать морякам, через генерал-адъютанта Ожаровского, что «Он вполне оценивает хлад-нокровную храбрость матросов». Более того, Гвардейский Экипаж прикрывал отступление всего резерва, когда было принято решение об отходе союзных войск ввиду существенного превосходства противника. 10 мая снова разгорелся бой с превосходящими силами против-ника. Экипаж с честью сражался. За два дня сражения при Бауцене Экипаж понёс значи-тельные потери. Погиб исполняющий обязанности командира Гвардейского Экипажа ка-питан-лейтенант Г. К. Горемыкин, смертельно ранен лейтенант П.А. Колзаков 2-й. Погиб-ли:17 матросов; были ранены 2 офицера и 44 матроса. Четыре матроса Экипажа были награждены «3наками отличия Военного  Ордена».

Памятник в Кульме (ныне Хлумец, Чехия) – открыт 29 августа 1837 года в присутствии Императора Николая I и других монархов.

Чешский памятник на месте сражения под Кульмом ( ныне Хлумец).

Австрийский памятник на месте сражения под Кульмом (с Никой)

«Российской Императорской Гвардии. В достопамятный день седьмого на десять числа сего месяца, гвардейские воины покрыли вы себя новыми неувядаемыми лаврами, и оказали важную Отечеству услугу… Воины! – телохранители и защитники Государства! Вы доказали, что достойно и праведно честь имени сего на себе носите.  Изъявляю вам всего Отечества и Мою благодарность. Вы вместе с бессмертною славой купили её кровью своей и делами. В знак должной приз-нательности дарую вам: Преображенскому и Семе-новскому полкам и Гвардейскому Морскому экипажу георгиевские знамена; Измайловскому же и Егерскому – георгиевские трубы. Александр».

Картины академика батальной живописи И. С. Розена, написанные в 1905-1910 гг., показывают Гвардейский экипаж в период пребывания русской армии в Париже в 1814 г.

В Париже Экипаж размещался в Вавилонских казармах в Сен-Жерменском предместье, а офицеры  - в частных домах на соседних улицах.

Розен И. С. Гвардейский экипаж  в Париже. 1814. 1911. Из фондов ЦВММ

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Были заложены вместо первоначальных деревянных триумфальных ворот 26 августа 1827 года в 15-ю годовщину Бородинского сражения, открыты 17 августа 1834 года в 21-ю годовщину сражения при Кульме. На арке ворот помещено название «Морской экипаж», которое находится среди названий других полков российской гвардии, удостоенных Георгиевских знамен.

Акварель. А.А.Тронь. Гвардейский экипаж в 1814 году на фрегате «Архипелаг».

Казармы Гвардейского экипажа. Открытка 1820-е годы.

За военные действия в 1812 - 1814 годах Гвардейскому флотскому экипажу было пожаловано Георгиевское знамя с надписью «За оказанные подвиги в сражении 17 августа 1813 г. при Кульме».

5 июня 1819 г. Александр I , издал указ, который начинался словами: «В память сражения при Кульме ….Его величество,… пожаловав Гвардейскому экипажу Георгиевское знамя , повелел сей знак отличия по прилагаемым рисункам поместить во флаги, брейд-вымпелы и вымпелы и употреблять оные на брамстеньгах по чинам, вместо обыкновенно употребляемых на кораблях и прочих судах , также и на шлюпках укомплектованных командами из сего экипажа».

Андреевские орденские ленты к знамени Первая была пожалована и собственноручно прикреплена к древку Александром II в день празднования 50-летия со дня учреждения экипажа 16 февраля 1860 г. Такие ленты были установлены для войсковых частей, сущест-вовавших 100 и более лет. Лента из голубого шелка, с бантом вверху. На ней золотой кани-телью вышиты надписи, на одной стороне - «1710 г. Команды придворных гребцов и яхт. Гвардейского экипажа», на другой - «За ока-занные подвиги в сражении 17-го августа 1813 года при Кульме», на банте — «1860 года», На концах ленты размещены позолоченные вен-зеля Петра I, Александра I, Александра II и герб экипажа — двуглавый орел, наложенный на перекрещенные якоря. Подобная же лента, но с датой «1910 года» на банте была пожа-лована экипажу Николаем II в день его 100-летнего юбилея и 200-летия со дня основания придворной гребецкой команды. Ленты при-креплялись к знамени только на смотрах и в особо торжественных случаях, а в остальное время хранились у командира экипажа.

О героизме Гвардей-ского экипажа при Кульме напоминают памятные нагрудные экипажные знаки, ут-вержденные 8 февраля 1910 г. В их основе - Кульмский крест, по-крытый черной эмалью, который был учрежден прусским королем для награждения участни-ков сражения. В центре креста расположен золоченый вензель Николая II, а на лучах — даты «1710», «1810», «1910». Такие знаки имели право носить чины экипажа, которые находились в его сос-таве в день юбилея. Но-сили их на левой сто-роне груди.

Настольная бронзовая медаль «В память 200-летия Морского Гвардейского экипажа. 1910 г.».