12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Весельева Наталья Юрьевна151
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж

Развитие способности прогнозирования у детей дошкольного возраста

Первая особенность дошкольников к прогнозированию следствий в непосредственно воспринимаемой ситуации: Построение предположений о будущем на основе образа предмета или действия на основе повторяемости единичного.

Вторая особенность развития способности к прогнозированию в дошкольном возрасте: Понимание вероятного характера будущего. А у дошкольников эта способность развита еще очень слабо. Большинство детей не осознает вероятной природы будущих событий. Учет вероятного характера прогнозируемых событий предполагает, с одной стороны выделение всех возможных фактов , условий, причин действующих на прогнозируемое явление, а с другой - выбор альтернатив из всех этих совокупностей. Дошкольники же, как правило, принимают во внимание единичные факты, которые они скорее вспоминают, чем выделяют на основе анализа ситуации.

Третья особенность развития способности к прогнозированию в дошкольном возрасте: Отношение к временной перспективе прогнозируемых дошкольниками событий. Даже в игровой деятельности, то есть доступной, имеющей положительную мотивацию, прогнозы дошкольников являются близкими. Поэтому для детей часто оказывается неожиданным результат их действий. Наиболее типичным является прогнозирование результатов действий, выполняемых в данный момент, то есть имеющих близкую временную перспективу, дошкольники склонны к прогнозированию под влиянием стимуляции со стороны взрослых.

Нужно отметить, прогнозирование еще не стало для дошкольников жизненно необходимой потребностью. Именно в этом видят одну из причин детского травматизма.

Ведущая задача ДОУ состоит в определении психолого – педагогических условий, обеспечивающих накопление опыта безопасного поведения детей в быту, на дороге, в природе, с другими людьми и т.п. и развитие умения прогнозировать. Ведущая задача ДОУ состоит в определении психолого – педагогических условий, обеспечивающих накопление опыта безопасного поведения детей в быту, на дороге, в природе, с другими людьми и т.п. и развитие умения прогнозировать.

Развитие в дошкольном возрасте способностей к прогнозированию проходит во всех образовательных областях. Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование ОБЖ. Развитие в дошкольном возрасте способностей к прогнозированию проходит во всех образовательных областях. Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

НОД по ОБЖ направлена на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.

Чтобы работа по данной проблеме велась системно и планомерно, в нашем детском саду создали предметно-пространственную развивающую среду в групповых комнатах

Подобран дидактический материал для формирования у детей здорового чувства опасности Подобран дидактический материал для формирования у детей здорового чувства опасности

Организована совместная деятельность педагогов и детей Организована совместная деятельность педагогов и детей

Налажена связь со службой пожарной охраны Налажена связь со службой пожарной охраны

Коллектив детского сада регулярно принимает участие в различных конкурсах. Коллектив детского сада регулярно принимает участие в различных конкурсах.

Прогнозирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Прогнозирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

В старшей группе взрастает роль заданий по прогнозированию результатов. В старшей группе взрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух типов: -прогнозирование последствий своих действий -и прогнозирование поведения объектов. В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Со старшими дошкольниками можно начинать экспериментальные задачи. Со старшими дошкольниками можно начинать экспериментальные задачи.  Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Усвоение системы научных понятий, приобретение  экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить  интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Экспериментирование и опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а так же и что может произойти возгорание иголок и ветвей, и как следствие, приведёт к пожару. В итоге мы с детьми просмотрели видеоматериал по данной ситуации. Экспериментирование и опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а так же и что может произойти возгорание иголок и ветвей, и как следствие, приведёт к пожару. В итоге мы с детьми просмотрели видеоматериал по данной ситуации.

Ценность экспериментирования в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Ценность экспериментирования в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.