12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталия61
Россия, Удмуртская респ., село Светлое

Инновационная деятельность педагога в современном образовании

Инновационная деятельность педагога в современных условиях Составитель: Перевозчикова Наталия Михайловна

Инновационная деятельность педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования Достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить учебно-воспитательную работу в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов Профессиональная подготовка учителя+ его готовность к самосовершенствованию При традиционной системе преподавания Для осуществления инновационной деятельности

Определение понятия «инновационная деятельность педагога» - что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. - «Инновация» - проявление новых элементов или форм. Синоним «новшество». Инновационная деятельность педагога – целенаправленная работа учителя, основанная на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

«Педагогические инновации» «Педагогические инновации» 1) – различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности; 2) – изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и УДО в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Потенциал личности связан с такими параметрами, как: наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике; готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

образованность и развитость в культурно-эстетическом плане; образованность и развитость в культурно-эстетическом плане; желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать. наличие большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. 1) предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. (В силу своей специфики инновационная деятельность чаще всего осуществляется как бы наощупь, т.к. подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта у учителя); 2) на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. (В связи с этим приходится доверять новатору, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества). 3) Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без: социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа; усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм; изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств; вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно. На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Классификация новаторства По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на: Общие. Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УОиВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами. Частные. Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают: По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают: с внедрением в систему образования комплексного подхода. (Традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии); с организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ. Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть: - использование новейших информационных технологий; - применение к содержанию образования принципа интеграции. Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение: - развивающее; - дифференцированное; - проектное; - проблемное; - программированное; - модульное. В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как: Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.

Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности. Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся: - осознания своей личной и социальной значимости; - умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности; - адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях; - максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа». (Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, профессиональную среду, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной. Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций).

Проблемы внедрения инноваций Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван: - низким уровнем базовой подготовки учителей; - формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме; - невысокой степенью готовности к инновационной деятельности; - отсутствием мотивации из-за перегруженности; - неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.