12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галиаскарова Айгуль Фаизовна390
Россия, Башкирская респ., Октябрьский

Башкирские музыкальные инструменты

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Почемучка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Познавательно-творческий проект «Башкирские музыкальные инструменты» Автор проекта: Галиаскарова Айгуль Фаизовна Дата исполнения: октябрь 2014 г.

Информация о проекте Вид проекта: познавательно-творческий Участники: воспитатели, воспитанники старших групп Направление работы: педагогическое Проект прошел через виды деятельности: игровой, музыкально-художественный, продуктивный, безопасность, познание. Сроки реализации: краткосрочный (13.10.2014-17.10.2014)

Цель проекта: Познакомить детей с башкирскими национальными инструментами. Задачи проекта: познакомить детей с национальными музыкальными инструментами Башкортостана: курай, кубыз, думбыра познакомить детей с цветком курая развивать познавательный интерес к башкирской культуре через знакомство с музыкальными инструментами, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, раскрывать творческие способности, развивать речь, пополнять словарный запас воспитывать гордость за свой народ и любовь к родному краю, прививать интерес к башкирскому искусству.

Актуальность проблемы Формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Обращение к национальной музыкальной культуре способствует нравственно-эстетическому воспитанию детей, развивает чувства взаимопонимания, дружбы, раскрывает творческие способности. Изучение национальной культуры нужно начинать еще в дошкольном возрасте, т.к. дошкольный возраст – это стартовый период высоких человеческих начал, когда необходимо заложить у детей нравственные основы, которые научат их правилам общения и умения жить среди людей. Дошкольники очень эмоциональны. Восприятие окружающего мира для них является основой формирования патриотических чувств, нравственных ценностей, навыков сотрудничества. Главная наша задача не упустить время В духовной культуре башкир значительное место занимают народные инструменты - курай, кубыз, думбыра. Поэтому так важно познакомить детей с этими инструментами.

Здесь все прекрасно –  и земля, и небо. Любовь моя,  мой солнечный край. Мне жаль того, кто здесь ни разу не был, Мне жаль того, кому не пел курай… Геннадий Молодцов Башкирский народный инструментарий состоит: из ныне существующих (курай, кубыз, думбыра), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган) проникших в быт в XIX веке инструментов европейского происхождения (тальянка, мандолина, скрипка).  Знакомство с музыкальными инструментами дети начали с курая. Просмотрели презентацию и прочитали «Сказку о курае». Курай  получил свое название от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем и длиной около 1 м, который шел на его изготовление. «Зонтик" курая изображен на гербе и флаге Республики Башкортостан. На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник. Курай используется как сольный инструмент и великолепно звучит в ансамбле. Дети с большим интересом рассматривали курай, слушали как нежно и печально звучит этот инструмент, а потом плясали под танцевальную мелодию в исполнении Азата Аиткулова, Ишмуллы Дильмухаметова. Курай

  Следующий музыкальный инструмент, с которым познакомились дети –башкирская думбыра. На этом струнном щипковом инструменте в давние времена играли сказители-сэсэны. Под аккомпанемент думбыры они в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнета, поэтому они подвергались гонениям, что и явилось одной из причин исчезновения думбыры на территории Башкортостана в начале XX в. Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают материал, следующим этапом стало проведение с детьми дидактических игр с использованием карточек «Угадай музыкальный инструмент и изобрази», «Что лишнее?» Под музыкальное сопровождение думбыры развиваю художественно-творческие способности детей. Думбыра

Далее дети познакомились с древним музыкальным инструментом, распространенным и в наше время - кубыз.    Инструмент известен в мире под многими названиями, его внешний вид может быть весьма разнообразным, но единым остается способ звукоизвлечения и предназначение - сольное музицирование. И хотя считается, что это детский и женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины. Прослушали кубызиста Миндигафура Зайнетдинова Металлический кубыз представляет собой дужку с язычком посередине. При игре инструмент зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, приводя его в состояние вибрации. Детям захотелось изготовить музыкальные инструменты, с которыми они познакомились. И вот что у нас получилось: Кубыз