12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шадрина Евгения Владимировна209
методист
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Особенности конструирования урока с позиции формирования УУД

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД Презентацию подготовила методист МБОУ ВСШ № 27 Шадрина Евгения Владимировна

ЦЕЛЬ Раскрыть специфику урока формирования УУД

ЗАДАЧИ Выделить основные виды УУД Рассмотреть отличительные особенности построения современного урока с позиции формирования УУД Определить технологии развития универсальных учебных действий учащихся с низким уровнем познавательных возможностей на уроке

ПОНЯТИЕ УУД В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

УУД КОММУНИКАТИВНЫЕ (умение слушать и слышать собеседника; рассуждать; вести диалог и т.д.) РЕГУЛЯТИВНЫЕ (принятие учебной цели; выбор способов деятельности; планирование; контроль образовательной деятельности) ЛИЧНОСТНЫЕ (осмысление (смыслообразование); осознание (самоопределение); принятие жизненных ценностей) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (сравнение; анализ; обобщение; классификация; систематизация и т.д.)

ФОРМИРОВАНИЕ УУД Формирование УУД осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности !!!

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГАМ Какие типы уроков Вы планируете? Как спроектировать урок комбинированного типа, который будет решать задачу формирования у учащихся УУД? 

УРОК ФОРМИРОВАНИЯ УУД Подготовка к учебному занятию Планирует основные виды учебной деятельности учащихся и достижение ими личностных, метапредметных и предметных результатов Основные этапы учебного занятия Постановка проблемного задания или создание проблемной ситуации. Организация: работы в парах основных видов деятельности учащихся по предмету самостоятельной деятельности учащихся

УРОК ФОРМИРОВАНИЯ УУД Формулировки заданий и упражнений для учащихся Проанализируйте, сравните, разбейте на группы, докажите, объясните, предположите, составьте и заполните таблицу, обобщите, найдите несколько способов решения задачи, оцените и т.д. Подведение итогов учебного занятия Учитель просит детей подвести итог по проблеме, решаемой на учебном занятии. Спрашивает, для каких профессий важны изучаемые на данном занятии знания, виды деятельности.

УРОК ФОРМИРОВАНИЯ УУД Контроль Отслеживание уровня достижения учащимися планируемых результатов. Учащиеся учатся сами оценивать себя с помощью памятки самооценки. Домашнее задание Предлагается дифференцированно, в зависимости от того какие результаты показал промежуточный контроль по новой теме; какое задание из предложенных выберут сами учащиеся

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД Технология проблемного диалога Технология продуктивного чтения Технология оценивания

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД подведи итоги урока творческие задания оцени событие, происшествие, поступок 

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД Составь план Найди ошибки в тексте Проверь работу товарища Найди необходимую информацию в предложенных источниках

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Сравни понятия. Найди (выдели) общее и отличия (можно задать их количество) Составь опорную схему; таблицу; диаграмму к тексту Дай определение Закончи предложение

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИУКАТИВНЫХ УУД Составь задание партнеру Напиши отзыв на работу товарища Подготовь рассказ, опиши картину, ситуацию «Опиши устно...» «Объясни...» 

ВОПРОС Какие задания Вы можете ещё предложить?

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД на личностное самоопределение; на развитие Я-концепции (Задание «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?» и др.) на смыслообразование; на мотивацию («Моя Вселенная»-литература, история, изо) на нравственно-этическое оценивание («Моральные дилеммы»; «Социальная реклама» и др.).

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД на планирование на рефлексию на ориентировку в ситуации на прогнозирование на целеполагание на оценивание на принятие решения на самоконтроль на коррекцию

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание задачи на смысловое чтение («Диалог с текстом»; «Учимся задавать вопросы»)

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД на учёт позиции партнёра (Задание «Кто прав»; «Общее мнение» - для всех предметов) на организацию и осуществление сотрудничества («Совместное рисование») на передачу информации и отображению предметного содержания («Компьютерная презентация»)

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД тренинги коммуникативных навыков (упражнение «Дополни предложение», «Телефон доверия» и т.д.) групповые игры во внеурочной деятельности

РЕКОМЕНДАЦИИ  Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей  Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении

РЕКОМЕНДАЦИИ Давать учащимся время на обдумывание ответов Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации)

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГАМ Какие из представленных технологий формирования УУД у учащихся с особыми образовательными потребностями, на ваш взгляд, актуальны? Какие ещё технологии Вы можете предложить?

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГАМ Какие из названных технологий формирования УУД вызывают затруднение? С чем это, на Ваш взгляд, связано? Что мы можем сделать в данной ситуации (Что следует взять за основу, а что отбросить?)

ЛИТЕРАТУРА 1.Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с. 2. Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 208 с.