12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга131

Самоанализ о проделанной работе по самообразованию "Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок"

«Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок» План по самообразованию воспитателя младшей группы «Цыплята» Николайчук О.В.

«Сказка – это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений» В.А. Сухомлинский. Каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Ребенок, читая или слушая сказку, входит в многогранный и сложный мир, где сталкивается не только с верной дружбой, справедливостью и героизмом, но и с ложью, предательством и жестокостью. Поэтому при помощи сказок маленький человек учится отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Цель сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. . Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Цель: Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие В.А.Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи Задачи: - побуждать у детей интерес к сказкам; - создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В.А.Сухомлинского, К.И. Чуковского); - способствовать формированию представления о доброте и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей; - развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.; - помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Ожидаемые результаты: Вводя в свою работу с детьми чтение сказок, ожидаю формирование у воспитанников богатого внутреннего мира, развитие их способности рассуждать, нестандартно мыслить, выводить свои суждения и составлять собственное мнение о прочитанном, а так же сформировать у детей моральный посыл сказки: герой, обладающий нравственными принципами, понимающий разницу между добром и злом, поступающий правильно и помогающий другим, всегда победит зло, каким бы могущественным оно ни было. Это склоняет детей к мысли, что необходимо всегда поступать так, как поступает положительный герой, то есть по законам морали. Такое влияние сказок на поведение детей прививает им нравственные формы поведения.  

Было проведено: Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок», постановка целей и задач по данной теме, о которых говорилось ранее Консультации для родителей: «Роль книги в развитии ребёнка», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» , «О важности чтения сказок детям», беседы индивидуальные с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками. Чтение детям и пересказ русских народных сказок по программе и вне программы , выборочное чтение произведений, рассматривание иллюстраций, использование дидактических игр «Угадай сказку», «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», разрезные картинки, лото. Настольный театр по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» и т.д. Использование лепбука «Сказки». Инсценнирование некоторых моментов сказок и беседы о них, как поступили

Итог: Разработана памятка для родителей « Как подержатьу детей интерес к сказке?», Рекомендации для родителей « Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми», С детьми через продуктивную деятельность пытались отразить отношение детей к героям, событиям и к явлениям происходящим в сказке, Начали оформлять альбом «Добрые герои сказок», Познакомились с автором поучительных сказок «Сказки бабушки Вали» (родная бабушка Токаревых Паши и Васи), на сайте в интернете и было приятно , что эта Бабушка Валя приходила к нам в группу и неоднократно беседовала с детьми о своих выдуманных героях, тем самым она обещала детям продолжения некоторых поучительных сказок. В дальнейшем мы планируем её пригласить в гости в группу в «Литературную гостиную» со своими новыми сказками.

Ожидаемые результаты для детей: - усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе; - понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых; - знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества; - понимание эмоционального состояния окружающих; - сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости; - развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Планы на будущее : Поместить в родительском уголке папку с рекомендациями и советами , пожеланиями о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка» «Как подружить ребёнка с книгой» «О чём и как беседовать ребёнком после чтения» Трудности: дети перестали уважать бумажные книги, а предпочтение отдают электронным ресурсам, просматриванию по планшету интересные детские произведения , с нарисованными героями в не очень хорошем качестве. Не умеют рассматривать иллюстрации к сказкам или пролистывают их не задумываясь, кто или что изображено на картинке….. Так же трудности со стороны работы с родителями, они не доощенивают всю значимость художественных произведений для нравственного развития детей.