12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щелконогова Юлия Викторовна51
Россия, Курганская обл., Курган

Речевое развитие ребенка на третьем году жизни. Советы логопеда.

Речевое развитие ребенка на третьем году жизни Советы логопеда

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: «Дай – дает – не дам, киса – кису – кисе и т.д.» Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. У них возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: «Дай – дает – не дам, киса – кису – кисе и т.д.» Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. У них возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: «Где кошка? Куда ты положил мяч?» Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: «Что это? Зачем? Куда? Когда?» словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочиненных, а позже – сложноподчиненных. Ребенок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослым отдельные слова, либо группы слов. Несмотря на достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь не всегда понятна окружающим, например сложные в артикуляции согласные звуки (Ш, Ж, Т, Щ, С, З, Ц, Л, Р) они заменяют на более простые.

Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков 0 – 1 год 1 – 2 года 2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет А, У, И, П, Б, М О, Н, Т’, Д’, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф Й, Л’, Э, С’ Ы, С, З, Ц Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Р’

Признаки нарушения речевого развития К концу 1-го месяца Ребенок никогда не кричит перед кормлением. К концу 4-го месяца Малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит. К концу 5-го месяца Не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке. К 7 месяцам Не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам. К концу 9-го месяца У крохи нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего. К концу 10-го месяца Малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

Признаки нарушения речевого развития К году Ребенок не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («Покажи», «Принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения. К 1 году 4 месяцам К 1 году 9 месяцам Не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа». У ребенка нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего. К 2 годам Малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях. К 2,5 годам Не понимает разницу между словами «большой» и «маленький». К 3 годам Не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать; не может показать, какая линия самая длинная; не может ответить на вопрос, как его зовут. В 4 года Не знает названия цветов, не считает в пределах 5, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

Как организовать логопедические занятия дома Вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия , подготовьте все, что может вам понадобиться: Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Мебель» и т.д.) Муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств и т.д. Разрезные картинки из двух и более частей. Коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям. Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры (пластилин, конструктор, шнуровки, счетные палочки). Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Важно помнить Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Все занятия должны строиться по правилам игры! Ежедневно проводятся: Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день). Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха. Игры на формирование лексико-грамматических категорий. Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.