12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грибова Анна Алексеевна4389
Россия, Московская обл., Чехов

Готовимся к ВПР

Используемый ресурс: https://geo7-vpr.sdamgia.ru/test?id=75187 Подготовка к ВПР 7 класс

1. Задание 1.1  На карте мира, изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания. Маршрут экспедиций кого из путешественников изображён на карте? Подпишите на карте современное название материка, который был открыт в ходе этой экспедиции. Пояснение.1. Указание путешественника: Фаддей Беллинсгаузен, поскольку другие путешественники исследовали другие районы: Витус Беринг — восток Евразии и северо-запад Северной Америки, а Иван Крузенштерн совершил первое русское кругосветное плавание. 2. Подпись названия материка на карте: Антарктида.

2. Задание 1.2  На карте буквами обозначены крупные объекты, через которые проходило плавание, изображенное на рисунке. Запишите в таблицу названия этих объектов. Пояснение. Необходимо вспомнить название географических объектов на карте и обозначенных буквами А, Б, В и Г, а затем написать их названия. Ответ: А — Балтийское море; Б — пролив Ла-Манш; В — пролив Дрейка; Г — остров Тенерифе.

3. Задание 1.3 По линии маршрута экспедиции отмечены точки, расположенные на территории крупных географических объектов. Определите и запишите в ответе географические координаты точки 1. Пояснение. Для определения географических координат точки вспоминаем линии градусной сетки: параллели и меридианы. Параллели проведены параллельно экватору и на них по краю карты подписаны градусные значения широты (от 0 на экваторе до 90 на полюсах). К северу от экватора широта северная (с.ш.), к югу от экватора — южная (ю.ш.). Меридианы проведены на данной карте вертикально, градусные значения долготы подписаны на них вверху и внизу карты. Долгота бывает восточная (в.д.) и западная (з.д.). Находим заданную точку на карте, смотрим в какую сторону от экватора она удалена (на север или на юг) на какой параллели или между какими параллелями она расположена и определяем ее значение в градусах; затем аналогично ищем значение долготы (от Гринвичского меридиана на восток или на запад; на каком меридиане или между какими меридианами находится). Ответ: 57° с.ш. 20° в.д. (допускается погрешность в 1°).

4. Задание 1.4 Прочитайте текст, составленный по запискам путешественников, исследователей и туристов, посещавших объект, на территории которого расположена точка 1. Запишите в ответе название этого географического объекта. Это море, расположено на севере Европы, оно глубоко врезано в сушу. Оно омывает территорию нескольких европейских стран, в том числе и России. Несмотря на северное расположение, не является таким холодным, как многие арктические моря. Оно относится к бассейну Атлантического океана. От его уровня идет отсчет абсолютных высот на физических картах. Площадь моря составляет 419 тыс. км2. Средняя глубина его составляет более 50 м (минимальная — 10 м, а максимальная — 470 м). Пояснение. Для выполнения этого задания необходимо посмотреть на указанную точку на карте, затем обратить внимание на главные «ключи» в тексте (важные свойства объекта), с помощью которых можно определить его. В данном случае такими ключами будут: европейское море, более теплое, чем другие моря Арктики — это Балтийское море. Ответ: Балтийское море.

5. Задание 2.1 По какому из отрезков, проведённых на карте вдоль трёх параллелей, пересекающих материк Евразия, построен профиль рельефа, представленный на рисунке? Укажите в ответе значение параллели. Определите по карте протяжённость материка Евразия в градусах по указанной Вами параллели. Рассчитайте протяжённость материка Евразия по указанной Вами параллели в километрах с помощью приведённой ниже таблицы. Для расчёта воспользуйтесь калькулятором. Пояснение. 1. Для выполнения данного задания нужно посмотреть на выделенные параллели. В данном случае — это 20°, 30° и 60° с.ш. на материке Евразия. Вспоминаем, какие формы рельефа есть на этом материке, как они меняются при движении с запада на восток по профилю. Далее сморим на реки или озера, которые могут быть указаны на профиле. В данном случае — это Северное, Охотское и Берингово моря; и реки — Обь, Енисей и Лена. А значит — это параллель 60° с.ш. 2. Затем измеряем протяженность материка в градусах на этой параллели. Для этого находим меридианы, которые отсекают материк на этой широте. С запада — это 8 ° в.д., а с востока — 172° в.д. Долгота обеих точек восточная, значит, протяженность материка 172 — 8 = 164°. 3. Затем смотрим на таблицу, в которой указана длина 10 параллелей в км на разной широте. Мы работали с параллелью 60°. Каждый градус на этой параллели равен 55,8 км. Затем мы умножаем 164 на 55,8 = 9151,2 км.

6. Задание 2.2  Укажите географическое название крупной формы рельефа, которой соответствует участок профиля, обозначенный на рисунке буквой В. Определите наибольшую абсолютную высоту территории, через которую проходит профиль на этом участке. Пояснение. В центральной части Евразии на данной параллели находится Среднесибирское плоскогорье. А по вертикальным линиям профиля определяем наибольшую абсолютную высоту — 1000 м.

7. Задание 2.3  На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах. Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, обозначенной на профиле буквой В. Пояснение. Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию. Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

8. Задание 3.1  Рассмотрите рисунки с изображением климатограмм, построенных по данным метеонаблюдений в разных частях Земли, и выполните задания. Определите, какому климатическому поясу соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса под соответствующей климатограммой. Пояснение. Для выполнения данного задания необходимо рассмотреть предложенные климатограммы. Климатических поясов на Земле 13, все кроме экваториального повторяются дважды (в северном и южном полушарии; у них отличаются месяцы наступления лета и зимы). Экваториальный пояс имеет весь год одинаково высокую температуру (выше 22-25) весь год и всегда много осадков (больше 1500-2000 мм), субэкваториальный пояс — температура также всегда высокая, а вот осадки выпадают только летом; тропический — температура высокая (16-32, летом жарче), а осадков почти нет (менее 100 мм); субтропический — температура лета и зимы отличается (но она всегда положительная), а осадков больше зимой; умеренный пояс — летом положительные, а зимой отрицательные температуры, осадков от 350 до 800 и более мм в год (летом немного больше); субарктический (субантарктический)  — очень низкие температуры (летом не более +4) и мало осадков, которые выпадают летом; арктический (антарктический) — всегда холодный и сухой. Затем определяем их названия. Ответ: 1 — субтропический (южное полушарие); 2 — субэкваториальный; 3 — умеренный.

9. Задание 3.2 На карте мира территории, для которых построены изображённые на рисунках климатограммы, обозначены пустыми квадратами. Впишите в каждый квадрат на карте мира номер соответствующей климатограммы. Пояснение. Правильный ответ должен содержать запись трёх номеров климатограмм в пустые квадраты на карте. Для этого необходимо вспомнить местоположение на карте климатических поясов и цифру, под которой указана климатограмма вписать в квадрат на карте.

10. Задание 3.3  Какой природной зоне мира соответствуют приведённые ниже характеристики? Укажите в ответе название этой природной зоны. 1) Занимает обширные территории Северной Америки и Евразии. 2) Четко выражены все сезоны года. 3) Среди растений преобладают хвойные породы деревьев (сосна, ель, лиственница). 4) Формируются подзолистые почвы. 5) Типичные представители животного мира: медведь, лиса, соболь, куница, белка, бурундук, лось и различные виды птиц. Выберите климатограмму, соответствующую климатическим особенностям указанной Вами природной зоны. Укажите в ответе её номер. Пояснение. Все характеристики природной зоны указывают на зону тайги, которая расположена в умеренном климатическом поясе, а это климатограмма 3.

11. Задание 3.4  По выбранной Вами в задании 3.3. климатограмме определите климатические показатели для указанной природной зоны и заполните таблицу. Средняя температура воздуха, °С Годовая амплитуда температур, °С Среднегодовое количество осадков, мм Месяц, на который приходится наибольшее количество осадков в январе в июле   Пояснение. Для заполнения таблицы по данным климатограммы необходимо, используя температурную шкалу (по вертикали справа) определить значение температур января (внизу, по горизонтали, подписаны первые буквы (или цифры) названий месяцев года) и июля. Для определения амплитуды температур нужно из большей температуры вычесть меньшую (сохраняя знаки) +23 − (−9) = 32, а затем определить среднегодовое количество осадков (оно подписано на диаграмме вверху или в поле столбиков с осадками). Далее по столбикам определить месяц, в который выпадает максимальное количество осадков, т. е. у которого самый высокий столбик. Средняятемпература воздуха, °С Годоваяамплитуда температур, °С Среднегодовоеколичество осадков, мм Месяц, на которыйприходится наибольшее количество осадков в январе в июле −9 +23 32 373 декабрь

12. Задание 4.1  Какой природный процесс отображён на схеме? Рассмотрите схему природного процесса и выполните задания. Пояснение. Для выполнения данного задания необходимо рассмотреть предложенный рисунок (схему). В данном случае изображен процесс образования осадков на наветренном склоне горного хребта. Такие осадки называют орографическими.   Ответ: образование орографических осадков (осадков на наветренном склоне).

13. Задание 4.2  Установите последовательность этапов отображённого на схеме процесса. ЭТАПЫ: 1) Температура воздуха понижается, происходит его конденсация. 2) Воздух с теплой водной поверхности перемещается в сторону суши и встречает на берегу препятствие в виде гор (возвышенностей). 3) Пытаясь преодолеть преграду, воздух поднимается по склону вверх. 4) Температура над поверхностью океана повышается и происходит испарение. 5) Происходит выпадение осадков на наветренном склоне и воздух движется дальше. Пояснение. Сначала происходит испарение над водной поверхностью. Теплый воздух поднимается вверх и перемещается в сторону суши, а когда встречает препятствие в виде гор, воздух пытается ее преодолеть и поднимается вверх. Вверху он остывает, конденсируется и выпадают осадки.   Ответ: 42315.

14. Задание 4.3  На каком склоне осадки не выпадают и почему? Пояснение. Осадки не выпадают на подветренном (тыльном, противоположном от берега) склоне. Т.к. преодолев вершину, воздух стал более сухим, а при движении вниз по склону температура воздуха будет повышаться, а воздух станет еще более сухим.   Допускается иная, близкая по смыслу формулировка.

15. Задание 5.1  Установите соответствие между географическими особенностями и материками, для которых они характерны: для этого к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИКИ А) Внутренние воды материка в основном находятся в твёрдом состоянии — в виде снега и льда. Б) Недра северной части материка богаты полезными ископаемыми осадочного происхождения: нефтью, природным газом и фосфоритами. В) Вокруг всего материка по южным частям трёх океанов проходит самое мощное океаническое течение на Земле. Г) Все обитающие на материке животные связаны с океаном, а растительный мир представлен мхами и лишайниками. Д) Материк в центральной части пересекается экватором. Е) Восточная часть материка — это современная рифтовая зона с глыбовыми горами и глубочайшими впадинами, многие из которых заняты озёрами. 1) Антарктида 2) Африка Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Е Пояснение. А) Внутренние воды материка в основном находятся в твёрдом состоянии — в виде снега и льда — Антарктида. Б) Недра северной части материка богаты полезными ископаемыми осадочного происхождения: нефтью, природным газом и фосфоритами — Африка. В) Вокруг всего материка по южным частям трёх океанов проходит самое мощное океаническое течение на Земле — Антарктида. Г) Все обитающие на материке животные связаны с океаном, а растительный мир представлен мхами — Антарктида. Д) Материк в центральной части пересекается экватором — Австралия. Е) Восточная часть материка — это современная рифтовая зона с глыбовыми горами и глубочайшими впадинами, многие из которых заняты озёрами — Африка (Восточно-Африканский разлом).   Ответ: 121122.

16. Задание 5.2  В приведённом ниже списке перечислены крупные географические объекты. Выберите из представленного ниже списка названия географических объектов, расположенных на территории одного из материков: Антарктида, Африка, и заполните схему. Впишите в схему название материка, типы и названия выбранных Вами географических объектов.   Ориноко, Атлас, Лабрадор, Росса, Замбези, Капские, Анды, Титикака, Дунай, Уэдделла, Танганьика, Содружества.

17. Задание 6.1  На политической карте мира выделите штриховкой страны, в которых живут подростки.   Ливей и Мишель познакомились на Международной олимпиаде по географии. Ливей живёт в столице Китая, а Мишель — в столице Франции. Подростки общаются через Интернет, и при общении им приходится учитывать разницу во времени между их городами. Пояснение. Правильный ответ должен содержать выделение на карте двух стран: Китая и Франции.

18. Задание 6.2  Часы на рисунках отображают время в городах, где живут подростки. Подпишите названия городов под соответствующими часами. Гринвич 07 февраля 09:00 07 февраля 17:00 07 февраля 10:00 Пояснение. Париж — столица Франции и он расположен ближе к Гринвичу (Лондон), поэтому в Париже на 1 час больше, чем на Гринвиче — 10:00, а Пекин (столица Китая) расположен восточнее, значит, его время больше — 17:00). Правильный ответ должен содержать подписи названий двух городов: Пекина (столицы Китая) и Парижа (столицы Франции).

19. Задание 6.3  Ливей отправил Мишелю электронное сообщение в 19:00 по местному времени. Какое время будет отображаться в соответствующем окне на экране смартфона Мишеля, когда он получит сообщение от Ливея? Пояснение. Для решения данного задания необходимо определить разницу во времени между городами, в которых живут школьники. 17 − 10 = 7 часов. В Пекине на 7 часов больше, чем в Париже (и наоборот). Ливей отправил сообщение в 19 часов, а это значит, что у Мишеля в это время на 7 часов времени меньше — 19 − 7 = 12.   Ответ: 12:00.

20. Задание 7.1 Подпишите на политической карте мира название страны с самой большой численностью занятого населения. Используя представленную ниже таблицу и политическую карту мира выполните задания. Численность и состав населения, 2017 г.   № Страна Численность занятого населения, млн человек Доля занятого населения, % в сельском хозяйстве в промышленности в сфере услуг 1 Испания 22,8 4 24 72 2 Малайзия 14,9 11 36 53 3 Румыния 8,9 28 29 43 4 Мавритания 1,5 50 2 48 Пояснение. По таблице (используя столбец с численностью занятого населения) находим страну с самой большой численностью занятого населения — это Испания (22,8). Затем находим ее на карте и подписываем.

21. Задание 7.2  Определите, структуру занятости населения какой страны отражает каждая диаграмма. Запишите в ответе порядковые номера стран под соответствующими буквами. Пояснение. Для выполнения данного задания нужно понимать, что вся диаграмма — весь круг — это 100%, половина — 50%, четверть — 25% и т. д. Разными оттенками (или штриховкой) показаны группы жителей разного возраста. Необходимо по данным таблицы соединить цифры с названиями стран и буквы, которые показывают на круговых диаграммах данные о возрастном составе населения стран.   Ответ: 4132.

22. Задание 8.1 Представьте, что Вам было поручено взять интервью у зарубежного сверстника, чтобы он познакомил Вас со своей страной. Для иллюстрации этого интервью Вы попросили его прислать несколько фотографий, сделанных в стране, в которой он живёт. Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы. В какой стране живёт Ваш сверстник? Пояснение. Для выполнения данного задания необходимо рассмотреть фото и иллюстрации, связанные с этой страной. На рисунках знаменитый танец фламенко, собор Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне и коррида (бой быка и тореодора). Все это указывает на Испанию. Столица Испании — Мадрид. Ответ: в Испании.

23. Задание 8.2  Рассмотрите представленные ниже рисунки. Выберите рисунок с контуром страны, в которой живёт Ваш сверстник. Запишите в ответе букву, которой обозначен этот рисунок. Пояснение. Для выполнения данного задания необходимо вспомнить контуры стран. Испания изображена под буквой Б. Под буквой А — Великобритания, под буквой В — Индия.   Ответ: Б.