12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галиаскарова Айгуль Фаизовна390
Россия, Башкирская респ., Октябрьский

Познавательно – творческий, физкультурно-оздоровительный проект «Дошкольники – туристы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 32 «Золушка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Познавательно – творческий, физкультурно-оздоровительный проект «Дошкольники – туристы» Автор проекта: Галиаскарова Айгуль Фаизовна, воспитатель 2020-2023г.

Вид проекта: познавательно – творческий, физкультурно-оздоровительный, долгосрочный; Сроки реализации: 01.10.2020г.- 30.04.2023г.; Участники: воспитатель, воспитанники средней группы и их родители; Направление работы: педагогическое; Направление развития детей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое.

Введение. «Туризм- вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку; вид путешествий, совершаемых для отдыха и самообразования». (С.И. Ожегов.) Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начал путешествия.  Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь.     Основоположником детского туризма являются Эразм Роттердамский и Мишель Монтей. В России основоположником является Пётр l. Первые рекомендации писал  М. В. Ломоносов. В начале ХХ века вышел первый журнал «Русский туризм». В 1965 г состоялся Всесоюзный слёт юных туристов в г. Брест.     Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.

Актуальность: «Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал,- Ты вспоминаешь Родину – такую, Какой её ты в детстве увидал» К.Симонов               Жизнь человека неотъемлемо связана с природой, без взаимодействия с которой она становиться не полноценной. Благодаря природной среде развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Дошкольный период является благотворным временем для накопления познавательных знаний о прекрасном природном окружении и умении ценить и любить его. Дошкольный туризм позволяет объединить воспитательно-образовательные, оздоровительные задачи, и реализовать их в разных организационных формах детско-взрослой деятельности. Такая форма работы позволит приобщить дошкольников, родителей и педагогов к здоровому образу жизни, через ознакомление с элементами туризма. Приобщение детей к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу предъявляют высокие требования. Дети сейчас много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью. Поэтому и был разработан проект «Дошкольники-туристы». Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость, укрепляет волю, развивает смелость, самостоятельность, взаимопонимание. Так же у ребенка уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры, соблюдение правил здорового образа жизни, это помогает расширить знания о природных и погодных явлениях, строении и функциях своего тела. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников.

Цель диагностики детей: определение начального уровня знаний о туризме, определение физической подготовленности детей. Выявление проблем: - дети не знакомы с природой, с животными и растениями края; - дети не знакомы с основами туристической деятельности, плохо знают правила безопасного поведения в природе, часто не выполняют эти правила; - низкий уровень интереса к занятиям физической культурой и спортом, туризму, краеведению; - недостаточный для возраста детей уровень физической подготовленности и представлений о здоровом образе жизни. Все это подтвердило необходимость создания этого проекта.

Цель проекта: Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, использовать элементарные знания о туризме для увеличения двигательной активности детей в средней, старшей и подготовительной к школе группам; Задачи, направленные на развитие детской деятельности: Способствовать через практическую игровую деятельность: формированию познавательного интереса родному детскому саду, окружающей природе, своей малой Родине и родному краю; формированию понятий у детей: туризм, туристы, туристические походы, маршрут, карта, важных туристических правил, гуманного и безопасного поведения в природе; формированию интереса к здоровому образу жизни у детей, к регулярным занятиям физической культурой; приросту и укреплению физических качеств; помочь детям приобрести практические знания, навыки и умения, которые помогут им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края; формирование умения ориентироваться по карте развивающей предметно – пространственной среды. Задачи, направленные на работу с родителями: формировать межличностные, дружеские отношения между дошкольниками и родителями воспитанников, в процессе игровой туристической деятельности; повышать мотивацию родителей к ЗОЖ, передавая личный опыт дошкольникам; способствовать выработке духовно-патриотических чувств нравственных качеств, в процессе совместной деятельности.

Проект реализуется в 3 этапа: Первый этап – подготовительный. В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта. Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, изготовление дидактический игр и пособий, анкетирование, мониторинг дошкольников. Второй этап - основной. В задачи данного этапа входит реализация основных видов реализации по направлениям проекта: беседы, чтение художественной литературы, изготовление совместных модулей, схем-игр, туристические прогулки, спортивные праздники и т.п. Реализация основного этапа проекта представлена в виде таблицы, в которой указаны сроки проведения мероприятий, отражающие фрагменты проекта. На третьем-заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта. В ходе работы над проектом предполагаются следующие результаты: Расширение знаний детей о туризме, закрепление правил соблюдения безопасности в туристическом походе, сформированность умений необходимых в туристическом походе (что взять с собой в поход, туристические снаряжения, умения пользоваться компасом), знания о представителях растительного и животного мира родного края, увеличение двигательной активности детей, способность ориентированию на местности с помощью знаков, бережное отношение к своему здоровью.

Проект проходит по всем образовательным областям в соответствии ФГОС: - социально – коммуникативное развитие: повышение коммуникативных навыков, направленных не только на бесконфликтное общение детей друг с другом и с взрослыми, но и на уважение к своей малой Родине; формирование основ безопасного поведения в социуме и природе; - познавательное развитие: повышение уровня знаний через практическое формирование представлений о себе и об окружающем мире, в области познания окружающей среды и правил экологического поведения в природе, формирование умения ориентироваться по карте развивающей предметно – пространственной среды. - речевое развитие: формирование активного словаря об окружающих предметах и явлениях, развитие умения в диалоге высказать свои мысли и выводы; - художественно – эстетическое: формирование эстетического отношения к окружающему миру, умение выражать собственные впечатления изобразительной, конструктивно – модельной деятельностью. - физическое развитие: приобретение практического опыта в развитии физических качеств и координационных способностях, становление ценностей и интереса к здоровому образу жизни и активному отдыху.

месяц планирование в средней группе Октябрь Познакомить детей с значением слов туризм, туристы. Выявить знания детей о туризме. Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.  Познакомить детей со специальным снаряжением - рюкзаком, палаткой, спальником, пенкой и другими необходимыми для туриста вещами. Чтение детям рассказа «Лягушка-путешественница» В. Гаршин, стихотворения «Веселый турист» С.Михалков. Показ мультфильма «Ах и Ох идут в поход», «Воздушное путешествие Незнайки», разучивание речёвки «Мы – отряд», слушание туристических песен. Консультация для родителей «Детский туризм – дело серьёзное». Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес. Ноябрь Беседа с детьми «Что такое туризм и его разновидности (пеший, горный, водный, вело-, мото, авто- и т. д.) ?» Познакомить с правилами поведения туристов в природных условиях. Правила поведения на привале. Не оставлять мусор после себя. Уборка участка детского сада. Формировать и сплачивать детский коллектив через совместную деятельность, развивая проявление чувств товарищества, взаимопонимание. Мы со спортом дружим. Совершенствовать навыки ходьбы и бега, способствовать формированию навыков и привычки к здоровому образу жизни. Анкетирование родителей по теме «Физическое воспитание в семье». Выявить уровень подготовленности родителей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу). Декабрь Беседа с детьми "Животный мир края". Расширять кругозор детей за счет получения и усвоения представлений об окружающем мире. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде. Дидактическая игра с детьми «Чьи детки». Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, кто как кричит. Упражнять умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного. Познакомить с дикими животными Республики Башкортостан. Закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года. Прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему, приучить их заботиться о птицах. Размещение на участке детского сада кормушек. Совместная работа с родителями. 

Январь Изучаем природу края. Беседа с детьми «Растительный мир края». Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры «С какого дерева детка». Дать знания детям о природе Республики Башкортостан. Развивать любознательность, познавательный интерес к родному краю. Воспитывать патриотические чувства у детей. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой. Природоохранная акция «Елочка расти». Выставка искусственных елочек. Учить оберегать и разумно пользоваться природой. Февраль Первая помощь в походе: ушиб, порез, обморожение, если попал в беду… «Путешествие в Страну здоровья». Учить называть полезные и вредные продукты питания для здоровья. Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью. Физическая подготовка. Упражнять детей в ходьбе по узкому валу, в перешагивании через предмет, подлезании под дугу.  Создать устойчивый интерес у детей к физической культуре и спорту. Март Знакомство с помещениями детского сада: пед.кабинет, мед.кабинет, прачечная, кухня и т. д. Формировать у детей элементы ориентирования (как дойти до мед.кабинета, что проходим, где спускаемся, что на пути встречается и т.д.) Закреплять у детей направления, право, влево. Познакомить с видами костров. Учить узнавать виды костров: «Шалашик», «Колодец» и др. Формировать правила обращения с огнем. Апрель Игра «Турист – следопыт» (угадывание нарисованных следов животных и видов растений по листочкам) Учить завязывать простые узлы. Воспитывать взаимопомощь и коллективные действия в игре. Консультация для родителей: «Отправляемся в поход». Создание родительского альбома «Походы выходного дня». Май Дидактическая игра с детьми «Угадай и расскажи». Закреплять правила безопасного поведения в природе. Эстафета с элементами соревнования: а) «Пора в поход» б) «Трудное препятствие» в) «Найти конверт» г) «Укладка рюкзаков».

Чтение литературы «Лягушка-путешественница» В. Гаршина, стихотворение «Веселый турист» С.Михалкова; просмотр мультфильмов и обсуждение «Воздушное путешествие Незнайки», «Ах и Ох идут в поход»; слушание туристических песен; разучивание речёвки «Мы– отряд».

Знакомство со специальным снаряжением - рюкзаком, палаткой, спальником, пенкой и другими необходимыми для туриста вещами. Игра «Что возьмем в поход»

Дети познакомились с видами туризма: Пеший; Лыжный; Горный; Водный; Парусный; Конный; Авто-туризм; Мото-туризм; Спелео-туризм; Вело-туризм; Комбинированный.

Дети познакомились с правилами поведения туристов в природных условиях, с правилами поведения на привале - Не оставлять мусор после себя! И начали мы со своего участка.

Дети, совместно с родителями, участвуют в АКЦИИ «Собери батарейки-сохрани природу!»

Мы со спортом дружим! Туристы должны быть выносливыми, сильными и ловкими. Наши тренировки.

Изучаем животный мир нашего края.

Участвуем в акции «Покормите птиц зимой»

Дети, совместно с родителями приняли активное участие в этой акции. Были изготовлены кормушки и корма для пернатых друзей.

Изучаем природу нашего края

Изучаем растительный мир нашего края.

Участвуем в акции «Не рубите ёлочку-красу!»

В походе очень важно уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Переходим от теории к практике.

Знакомство с видами костра: Колодец; Шалаш; Звёздный; Нодья; Таёжный.

Поход выходного дня