12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сидорец Светлана Муратовна53

Педагогическая технология развивающего обучения

Педагогическая технология развивающего обучения. Организация уроков в 1 классе. Сидорец Светлана Муратовна Учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 13»

Особенность урока системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова Групповые дискуссионные формы работы Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии. Дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ». Л. Н. Толстой

развивающая функция обучения должна обеспечить: - становление личности младшего школьника, - раскрытие его индивидуальных возможностей.

Коллективно-распределенная деятельность В процессе становления субъекта коллективной деятельности можно выделить три основных этапа: Освоения групповой работы Межгрупповая дискуссия Распределение малых групп, их последующий диалог, оформление результатов и их групповая оценка.

Задача педагогической деятельности учителя развивающего образования. Постоянная, но постепенная передача ребенку педагогических приемов. Ученик должен стать субъектом учебной деятельности и начать ставить перед собой соответствующие учебные задачи.

Урок в РО имеет особую постоянную психологическую структуру. Межличностный контакт Включение ребенка в конкретную предметную деятельность Создание проблемной ситуации Организация учебных действий Пауза перед решением Кульминация Эпилог

Особенности осуществления работы групп на уроке Показатели для оценивания Группа 1 2 3 4 Обсуждали вежливо Распределили задания Говорили по очереди Старались понять мнение других Убедились, что все согласны с общим мнением Результат изобразили аккуратно

Формирование учебных действий — позволяют осуществить переход от одной деятельности к другой; — помогают ребенку увидеть неизвестные свойства в известных объектах; — становятся источником возникновения учебных действий.

Обогащение практического действия. В этот период осуществляется переход от игровой деятельности к учебной. Завершение работы вопросами типа: «Зачем мы делали ..., ведь мы умели это и раньше?», «Что но­вого вы узнали?» и т. п. способствует зарождению рефлексии.

У: Послушайте: осень. Что я произнесла? Д.: Вы произнесли слово. У: Что можно сделать со словом? Д.: Слово можно прочитать, написать, сказать, услышать. У: А из чего оно состоит? Д.: Из букв. Из слогов. Из звуков. У: Из любых звуков можно составить слово? Д.: Да. У: Тогда слушайте (учитель хлопает в ладоши, стучит ручкой по столу). Это звуки? Д-: Да. У: А какое слово вы услышали? Д.: Никакого. Непонятно. У:Ведь вы сказали, что слово можно составить из лю­бых звуков? Д.: Из человеческих. У: Слово состоит из звуков человеческой речи. А чем эти звуки отличаются от всех остальных? Д.: Их говорят люди. У: Вы можете произнести звуки? Д: да. У.: Тогда произнесите. У: Что вам помогает их произносить? Д.: Нам помогают губы, зубы, язык. У.: А еще нам помогают голосовые связки. Положите ладошку на горло, произнесите звук [а]. Что вы заметили? Д.: Что-то дрожит. У: Это напрягаются голосовые связки, которые тоже участвуют в произношении звуков. Что вы сейчас делали? Д.: Произносили звуки. У: Зачем вы это делали, ведь вы давно это умеете? Д.: Умели, но не думали, как это делать. Это как на математике, когда мы сравнивали предметы. У: Что важное вы сейчас узнали? Д.: Мы узнали, что слова состоят из человеческих звуков. Чтобы появилось слово, работают голосовые связки. Их можно почувствовать.

Действие анализа. первоклассники обнаруживают неизвестные свойства в знакомых предметах.

Здесь нарисованы дно бочки и обруч для бочки. Перерисуй в тетрадь и вырежи такое же дно бочки и такие же заготовки для дна Это дно бочки.            Это обруч для бочки. Это заготовки для дна и для обруча.

У: Как будем действовать? Д.: Надо сравнить эти круги с дном бочки. Нужно наложить круг на круг. А по какому признаку сравнивать? У: Спасибо! Это очень важный вопрос! Повтори его, пожалуйста, еще раз. Они поглаживают ладошкой поверхность фигуры, показывая, что должно совпасть.) У: Как вы назовете этот признак? (например, «место») учитель предлагает слово «площадь» как общепринятое. У: Что мы выяснили сейчас? Д.: Что круги нужно сравнить по площади. (Дети вспоминают предложение одноклассника наложить круг на круг.) отыс­кивают круг, равный по площади дну бочки У: Что нам нужно было сделать? Д.: Нужно было подобрать круг, такой же, как дно у бочки. У: Удалось ли нам это сделать? Д.: Да. У: Что мы при этом выяснили? Д.: Мы узнали, что есть новый признак. Это площадь. Узнали, как сравнивать по площади. Путем наложения друг на друга. У: Значит, вы умеете сравнивать по площади и можете показать и рассказать, как это делать? Д.: Да. Можем. (На следующем уроке учитель предложит детям для сравнения по площади фигуры разной формы, что позволит конкретизировать спо­соб сравнения.)

Действие моделирования. Задачу составления и чтения предложений дети решают практически: проговаривают каждое слово, выбирают соответствующую фишку.

У: Как зовут веселого человечка, который любит плюшки, варенье, сладости? Д.: Карлсон. У: Что называет это слово? Д.: Предмет. У: Покажите модель этого слова. У.: Что любит больше всего делать Карлсон? Д.: Есть. У.: Что называет это слово? Д.: Действие. У.: Покажите модель этого слова. У: У нас получилось предложение? Д.: Карлсон ест. У: Вы будете составлять новые предложения? Д.: Да. А можно и сюда добавить слова. У: Как вы думаете, обязательно ли составлять новое предложе­ние? Д.: Не обязательно. Нет. У: Любые ли слова можно вставить в это предложение? Д.: Да. Нет. У: Хорошо, подберите такие слова, которые могут жить в этом предложении. В результате получилось такое предложение: «Веселый Карл­он ест вкусное варенье на крыше».)

В процессе конструирования и использования предметных моделей ребенок может отделить исследуемое свойство предмета от самого предмета, что является основой моделирования.

Конструирование графической модели. В ходе обсуждения учащиеся приходят к пониманию того, что для фиксации отношения равенства достаточно начертить два равных по длине отрезка. У первоклассников появляется новое средство, позволяющее фиксировать способ действия с величинами и отношения между ними, — графическая модель.)

Учебное действие контроля. 1 шаг – составить звуковую запись 2 шаг – обозначить звуки буквами

Учебное действие контроля. 1-й шаг — записать слово; 2-й шаг — проверить слово дужками по слогам; 3-й шаг — проверить написание орфограммы.

Учебное действие контроля.

ЧУДНОЙ ТЮЛЕНЬ Жил да был чудной тюлень. Чайкам пел он целый день. Хоть сто дней на льдинах день, Пел и пел чудной тюлень. 1-й шаг — прочитаем предложение. 2-й шаг — проверим «дужками». 3-й шаг — проверим орфограммы. 4-й шаг — исправим ошибки. Проверка по букварю с. 80. Найдите строчки. В которых вы исправляли ошибки. Все ли ошибки вы нашли?

Групповая работа позволяет: - дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера; - дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе; - дать каждому ребёнку опыт  выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование; - дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

 Ценность метода групповой работы на уроке ·              групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить  способы достижения этой цели; ·              групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают       внимание ученика и его включенность в работу; ·               приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища; ·              групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других.  То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем  строить отношения с другими людьми; ·              в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности  к другим.

Проектная задача «Построй дом» 1 этап Изготовить «бревна» (полоски) заданной длины . 1. Для этого используйте мерку Е 2. Найдите длины полосок с помощью формул и схем.

В = 8Е А > В (на 3Е) А = К С < 6Е (на 5Е) Р = 2С М = 3У Р = 2У С < 4Е (на 3Е) А = К = 11Е А > Б (на 8Е) Р = Г У = Х А = 11Е А > Н (на 5Е) 3Е > С (на 2Е) Ф = 7С Т = Ф Б = 3С Ф = 7Е А > Ф (на 4Е) А = К Ю < 7Е (на 2Е) Комплект 1. Комплект 2. Комплект3 . Комплект 4.

Сборка крыши дома Комплект 1. Комплект 2. А= 11Е В = А Д = 7Е + 4Е М < 12Е (на 1Е) С = В В = 11Е К = В А = 6Е + 5Е Р = К Х > 10Е (на 1Е)

2 этап. Сборочные чертежи. Укладка «бревен» по плану. Уложите изготовленные полоски – бревна на листе картона по заданным чертежам. Внимание! Верхний левый край первой полоски – бревна должен совпадать с верхним левым краем картона.

3 этап. Сборка дома. Отрежьте лишние части картона , оставив справа от полученной стенки полоску шириной 1см. Выберите подходящую по размерам крышу для дома. Соберите все элементы – стенки дома, крышу в единый дом.

Рефлексия 1. Что в задание было самым трудным? 2. Чем задание было интересным? 3. Понравилась ли тебе выполненная работа?

Гарифзянов Эльдар Победитель VIII Международного литературно-художественного Конкурса « Гренадеры, вперед!» Призер Всероссийского конкурса «Познание и творчество» «Я знаю русский язык»- I место «Лингвистические игры» - I место Самый усердный...

Холостой Даниил Победитель XI городского конкурса исследовательских работ учащихся начальных классов- "Удивительное рядом" I место Самый обаятельный... Призер Малой учебно-исследовательской конференции 1-4 классов «Первые шаги в науку» - II место III место в конкурсе «ЭМУ – Эрудит» в раунде «Быстрый» Лауреат II степени Всероссийского конкурса «Юный исследователь»

Самый изобретательный... Залялетдинов Дмитрий Лауреат Всероссийского конкурса «Познание и творчество» «Знатоки астрономии» - V место Победитель XI городского конкурса исследовательских работ учащихся начальных классов- "Техническое конструирование" I место Призер городского конкурса «Светофор» на знание правил дорожного движения – III место

Самый убедительный... Рожков Никита Призер Всероссийского конкурса «Познание и творчество» - I место «Математический ералаш» Лауреат Всероссийского конкурса «Познание и творчество» - V место «Железная логика»

Самый оригинальный... Новоселов Максим Призер Всероссийского конкурса «Познание и творчество» - III место Призер XI городского конкурса исследовательских работ учащихся начальных классов- "Оригинальная игрушка" III место

Самая ответственная... Шигабутдинова Карина Призер Всероссийского конкурса «Познание и творчество» «Математический штурм» - II место I место в конкурсе «ЭМУ – Эрудит» в раунде «Умный» II место в конкурсе «ЭМУ – Эрудит» в раунде «Быстрый»