12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аракчеева Ирина Николаевна17

Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС

Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС Подготовила учитель географии : Аракчеева И.Н.

Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности Каждый урок построен с учётом принципа обучения деятельности!               Урок – это «сценарий» действий учителя

Цели образования XXI века: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться

Перед учителем постоянно возникают методические проблемы: как заинтересовать ученика, как способствовать развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; как развивать нестандартное мышление и креативность; как сделать так, чтобы образы, возникающие перед глазами учащихся, вызывали определенные знания детей и помогали в учебе и жизни. Да, для их решения сейчас существует большое количество современных методов и приёмов.

Технология развития критического мышления Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология учит современного школьника: Критически мыслить; Проявлять активность в познании окружающего мира, аргументировать свою точку зрения; Эффективно взаимодействовать с информационным пространством; Добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, принимать решения на основе анализа информации. ещё называют логическим или аналитическим мышлением.

Стадии Технологии «Критическое мышление» Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии

Стадия Вызова. На стадии вызова из памяти учеников «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом.

Функции стадии вызова Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» Данный методический прием позволит подвести учащихся к формулировке цели урока. Знаю Хочу узнать Узнал На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока

Приём «Ассоциация» 1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?; 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана

Приём «Верные –неверные утверждения» Используя прием «Верные – неверные утверждения» на стадии вызова, учитель предлагает несколько утверждений по еще неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Урок 9 класс «Транспорт России» 1.Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страны 2.Метро относится к наземным видам транспорта 3.Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт 3.Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспорта 4.В России очень много незамерзающих портов 5.В восточной части России густота транспортной сети больше чем в западной

ЕГЭ. Задание 11  Какие из утверждений о Канаде верны? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.   1) Главные экономические районы Канады находятся на северо-западе страны. 2) Канада имеет постиндустриальную структуру хозяйства. 3) В Канаде английский и французский языки признаны официальными на федеральном уровне. 4) В Канаде показатель рождаемости населения превышает показатель смертности. 5) На территории Канады находится Йеллоустонский национальный парк.  ЕГЭ. Задание 11  Какие из утверждений о США верны? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Самым крупным по численности населения городом США является Вашингтон. 2) Столица США находится на Тихоокеанском побережье. 3) США обладают самой протяженной в мире сетью железных дорог. 4) В США показатель рождаемости населения превышает показатель смертности. 5) На востоке США находятся древние горы Аппалачи.

Метод «Кроссенс» КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. . Кроссенс можно использовать на всех этапах урока: на стадии определения темы урока, для определения и постановки проблемы, как образное моделирование учебного материала Кроме того, задание по созданию кроссенса может использоваться в качестве творческого домашнего задания. Кроссенс ученика ещё полезней, чем созданный учителем. Так как он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения.

Задание :1) определите тему, дайте название кроссенсу 2) объясните значение каждой иллюстрации.

?

Задание :найдите связь между изображениями и определите тему урока

1.Источник тепла для Земли 2.Распределение тепла на Земле 3.Небольшой угол падения лучей 4.Большой угол падения лучей 5.Испарение влаги при нагревании 6.Образование облаков 7.Дождь 8.Роса 9.Воздействие осадков на человека   Ключевое слово:

Приёмы технологии на стадии вызова - Прием «Поясните цитату»  -Прием «Как вы объясните народную мудрость» - Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»  -Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»  -Постановка проблемы на примере сопоставления фактов  - Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Стадия осмысления. На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией, происходит её систематизация. Ученик учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации.

Приём «Кластер»

Приём «Кластер» Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её Технология составления: 1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками (создаются ассоциативные цепочки) * Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний Такая самостоятельная деятельность даёт возможность обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями.

Кластер

      Задания впр 7 класс Выберите из представленного ниже списка названия географических объектов, расположенных на территории одного из материков: Африка, Евразия, и заполните схему. Впишите в схему название материка, типы и названия выбранных Вами географических объектов.   Гималаи, Лимпопо, Виктория, Ниагара, Купер-Крик, Капские, Амур, Анды, Кавказ, Байкал, Аппалачи,                                                                                                                      

Приём «Инсерт» (эффективное чтение) Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях: V — «Эта информация мне уже известна»; + — «Новые факты для меня»; — — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»; ? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения». Заполняется таблица V + — ? Записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста

Приём «Инсерт» Чему это учит? распределять материал на главный и второстепенный, оценивать информацию, ориентироваться в учебных текстах и других источниках информации, самостоятельно работать с информацией, делать выводы.

Приём «Мудрые совы» Алгоритм работы приёма. 1. Найдите в тексте основные новые понятия (если есть)и запишите их в алфавитном порядке. 2. Чего не ждали? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной или противоречит вашим ожиданиям. 3. Главная жизненная мудрость. Задание: постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Вариант: выберите в тексте ключевую фразу. 4. Известное и неизвестное. Разделить информацию на две части: известное и неизвестное. 5. Иллюстративное изображение. Рисуем схемы, кластеры (гроздья). Вариант: проиллюстрировать основную мысль текста рисунком, схемой, кластером. 6. Поучительный вывод. Задание: можно ли сделать из текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни и деятельности. 7.  Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны дискуссии, обсуждения.

Круги «Венна»

Круги «Венна»

Кейс как педагогическая технология Кейс (с англ. case — случай, ситуация) — это анализ ситуации или конкретного случая, деловая игра. Casus –запутанный необычный случай; Case – портфель, чемоданчик

Особенности работы с кейсом на уроках географии В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты.  Кейсы могут  быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности).    Особенно удачно применение данного метода при изучении социально-экономической географии, где содержание постоянно обновляется, что дает ученикам возможность проводить сравнительный анализ ситуации.

Преимущества кейс-технологии: использование в технологии элементов проблемного и развивающего обучения, технологии смыслового чтения и изучения изобретательных задач, информационно-коммуникативные технологий; повышение познавательной активности у обучающихся; приобретение навыков работы в команде, презентации и защиты проектов; развитие логического мышления, аналитических, речевых и коммуникативных компетенций; реализации предметных, межпредметных и метапредметных связей в обучении; кейс должен быть приближен к жизни и действительности, содержать интригу, проблему

Кейс. Встречаются два старых друга, которые не виделись два года. Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов. Второй. А у тебя все тот же старенький «Пежо». Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!.. Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого! Вопросы 1) В какой стране могут вести такой диалог старинные друзья? 2) К какому типу воспроизводства населения можно отнести такую ситуацию и почему? 3)Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика страны, отображенной в данной ситуации?

6 класс. Тема: «Географическая карта» Представьте такую ситуацию: вы пришли в агентство недвижимости с целью выбрать участок для строительства дачи или загородного дома. Вам предложили 2 участка на выбор. Оцените достоинства и недостатки каждого из участков, для этого проведите анализ территории, на которой расположены участки. Работаем в парах. Заполните таблицу: Какой из участков вы бы выбрали почему? Участки Достоинства Недостатки №1     Рядом с селом (наличие коммуникаций), проходит грунтовая дорога, часть участка находится в еловом лесу, недалеко озеро и река Находится на склоне, т.е. участок неровный, рядом крутой обрыв №2     Находится на ровной поверхности, на берегу реки, участок на лугу, рядом проходит шоссе Участок находится невысоко над уровнем моря, а значит, возможно, будет затапливаться водой во время половодья, далеко населенные пункты т.д.

Фрагмент урока в 10 классе по теме «Электроэнергетика» Этапы работы с кейсом 1.Чтение текстов в парах «Почему во Франции преобладают АЭС?», «Япония полностью откажется от АЭС?», «Вместо электричества власти Германии подарят людям радость» 2. Смысловое чтение . 3. Поиск  проблемы. О какой проблеме  или проблемах идет речь в текстах? Может быть несколько проблем. Важно вычленить причинно-следственные связи. 4. Обсуждение. Определение проявлений проблемы. Составление схемы, таблицы, кластера и т.п. 5. Выделение критериев (признаков идеального варианта) .  Рассмотреть варианты, в  которых проблемы отсутствуют. 6. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»). Записать все предложенные пути решения проблем 7. Подготовка представления решения группы. в различных формах: эссе; презентация; схема; таблица; конспект и т.п.

Шаблоны для быстрого фиксирования результатов : Проблема № 1: Нехватка электроэнергии Проблема № 2: Исчерпаемость ресурсов Проблема  №3 Угроза аварий на АЭС Проявление проблемы: Пути решения: Использование энергосберегающих технологий. Поиск альтернативных источников энергии. Разработка новых требований к строительству  и эксплуатации АЭС. Создание эффективных  средств защиты, вакцин и лекарственных препаратов применяемых в случаях аварии на АЭС; Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к  лучевой болезни, в генотип человека.

Сложности при работе с кейсами : - сложность в подборе информации; - не все обучающиеся способны работать с большим объёмом информации, так как техника чтения не у всех школьников одинаковая; - невозможность частого использования метода в рамках классно-урочной системы.

СХЕМА ВКЛЮЧАЕТ 4 БЛОКА Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению. Верхние косточки - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост-ответ на поставленный вопрос выводы, обобщения.

СУТЬ ДАННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЁМА установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами; совершение обоснованного выбора; развитие навыков работы с информацией; умение ставить и решать проблемы.

Стадия рефлексия На стадии рефлексии (размышления) учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия

Функции стадии рефлексии Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (выработка собственной позиции) Информационная (приобретение новых знаний) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Приём «Перепутанные логические цепочки» 1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками; 2) Предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи

Как связаны между собой явления и процессы А- необходимость мелиорации почв Б- снижение плодородия В- деятельность ледника Г- обилие в почве валунов и камней Д- повышение урожая сельскохозяйственных культур

Приём «Синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме Синоним из одного слова, который повторяет суть темы Для чего используется: Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.

Синквейн Карта Крупномасштабная, мелкомасштабная Изображает, обозначает, выделяет Очень удобное изображение поверхности Чертёж местности География Физическая, экономическая Описывает, исследует, прогнозирует Очень интересный предмет Наука Озон Тяжёлый, пахнущий Освежает, защищает, отравляет Очень нужный, но опасный Газ

Эссе 6 класс «Рельеф суши» - На уроке я познакомился с понятием рельеф; узнал, какие горы называют низкими, средними, высокими, а какие высочайшими; узнал чем отличаются низменности от возвышенностей; научился находить различные формы рельефа на физической карте и называть их в зависимости от высоты территории над уровнем моря. - Почему плоскогорья считаются равнинами несмотря на то, что их высота над уровнем моря может достигать 2000м (Гвианское плоскогорье)?

. Эссе. Австралия. Первые впечатления об этой стране удивительные, такое ощущение, что попал на другую планету Земли. Все ни так, как на других континентах. Реки здесь в основном с сухими руслами, а вода появляется только в сезон дождей. Лето наступает в декабре, зима в июле. Поражают животные, которых я никогда не видел в нашей стране: кенгуру, коала, дикая собака динго, которая не умеет лаять, утконос, ехидна, которые несут яйца, а детенышей вскармливают молоком, и другие. Замечательная страна, и я надеюсь, что узнаю о ней больше.

Приём «Самоанализ» Содержание урока Знаю уверенно Надо повторить 1. 2. 3. 4. Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи

Самоанализ Урок 6 класс «Полезные ископаемые» Содержание урока Знаю уверенно Надо повторить 1. Полезные ископаемые(определение) 2. Топливные - общие признаки - примеры - значение для человека 3. Рудные - общие признаки - примеры - значение для человека 4. Нерудные - общие признаки - примеры - значение для человека

Шестиугольное обучение как один из приёмов развития критического мышления

ШЕСТИУГОЛЬНАЯ КАРТОЧКА – ГЕКС (HEXAGON): некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. каждый шестиугольник соединяется с другим, благодаря определённым связям. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕТОДОМ ШЕСТИУГОЛЬНИКОВ: способность выбирать доказательства; способность классифицировать доказательства; способность связывать доказательства.

Методика шестиугольного обучения Как устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы? Как активизировать деятельность учащихся на уроке? Как управлять групповым процессом? Как за определенное время обобщить и систематизировать материал?

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Разнообразие внутренних вод России. Реки». Поставим следующие задачи: - сформировать представление о разнообразии внутренних вод России - расширить и углубить знания о реках и значении их в природе и жизни человека Набор - пустые шестиугольники (любое количество на усмотрение учителя); - четыре скрепленных шестиугольника, куда должны вписать названия бассейнов. Ученики должны прочитать текст, определить основное понятие «Реки России» и вписать его в шестиугольник. В пустые шестиугольники записать названия рек, и присоединить их к нужным шестиугольникам, на которых записаны бассейны. Объяснить свой выбор. Шестиугольники выкладываются постепенно, по мере изучения теоретического материала. Данный вид работы уместен при изучении нового материала.

Тема :«Стихийные природные явления». Задачи: - систематизировать знания о стихийных природных явлениях и бедствиях, которые происходят в разных геологических оболочках Земли; - формировать навык групповой работы в классе.

Прием «Географический конструктор»

Прием «Географический конструктор» Методика работы: Распечатываются 2 файла. Первая заполненная таблица разрезается на ячейки, получившиеся фрагменты помещаются в конверт или файл. Второй лист с пустыми ячейками раздаётся обучающимся вместе с конвертом, содержащим разрезанные блоки информации. Ребята анализируют части информации, понимая предложенную систему, заполняют этими текстовыми блоками пустые ячейки. Затем результат обсуждается. Данный приём универсален, использовать можно при актуализации материала, изучении нового или при проверке знаний. Игровая направленность повышает интерес ребят к работе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДОВ В ОБУЧЕНИИ

QR-код QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрихкод), представляющий собой миниатюрные носители данных, разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» в 1994 году.

QR-код Задача QR- кодов - хранение большого объема данных при небольшой площади их размещения. В отличие от старого штрих кода, который сканируют тонким лучом, QR-код определяется сенсором или камерой смартфона как двумерное изображение.

Максимальное количество символов, которые помещаются в один QR-код: цифры — 7089; цифры и буквы (латиница) — 4296; двоичный код — 2953 байт (следовательно, около 2953 букв кириллицы в кодировке windows-1251 или около 1450 букв кириллицы в utf-8); иероглифы — 1817.

Максимальное количество символов, которые помещаются в один QR-код: цифры — 7089; цифры и буквы (латиница) — 4296; двоичный код — 2953 байт (следовательно, около 2953 букв кириллицы в кодировке windows-1251 или около 1450 букв кириллицы в utf-8); иероглифы — 1817.

Генератор QR-код

Распознать код можно: С помощью камеры мобильного телефона и программы, установленной на него; С помощью ВЕБ камеры и программного обеспечения обычного компьютера/ноутбука С помощью онлайн сервиса или программы, в которую можно загрузить графическое изображение, содержащее код или указать ссылку на страничку с кодом

Приём «Шесть шляп» «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки. Алгоритм работы с приемом Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения. “Белая шляпа” — (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения); “Желтая шляпа” — (высказываются положительные моменты); “Черная шляпа” — ( констатируются отрицательные моменты по изучаемой проблеме); “Синяя шляпа” — (проводится анализ, обобщение материала ) “Зеленая шляпа” — (предлагаются креативные идеи. ); “Красная шляпа” — (высказываются эмоции: грусть ,радость ,удивление…, которые испытываются при работе с материалом)

Технология КМ учит Осуществлять рефлексию своей деятельности Выслушивать чужое мнение Работать самостоятельно Задавать вопросы Анализировать и классифицировать Иметь своё мнение и защищать его Критически относится к мнению оппонентов