12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кау-зже Лариса Владимировна50
Россия

ТИПОЛОГИЯ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИПОЛОГИЯ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Спасатель» Забайкальского края Подготовил: Л.В. Кау-зже, учитель

Виды коррекционных школ (классификация, применяемая до 01.09.2016) С(К)Ш 1 вида — для глухих; С(К)Ш 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших; С(К)Ш 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением; С(К)Ш 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших; С(К)Ш 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи; С(К)Ш 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; С(К)Ш 7 вида — для детей с задержкой психического развития; С(К)Ш 8 вида — для детей с умственной отсталостью.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  Утвержден Министерством образования и науки РФ (Приказ N 1598 от 19.12.2014) и зарегистрирован Минюстом РФ 03.02.2015 №35847 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Утвержден Министерством образования и науки РФ (Приказ N 1599 от 19.12.2014) и зарегистрирован Минюстом РФ 03.02.2015 №35850

Специфика Группа детей с ОВЗ неоднородна. В неё входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА), множественными нарушениями развития.

Проблемы Не все дети с ОВЗ охвачены образованием; Дети с грубыми нарушениями развития не могут освоить программу и на этом основании признаются необучаемыми. Система образования их отторгает; Дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в образовательное учреждение, в большинстве случаев не получают там необходимой специальной поддержки. Они также не могут реализовать право на адекватное их возможностям и потребностям образование.

Смысл разработки СФГОС Гарантировать каждому ребёнку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (приказ Минобрнауки от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») СФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ: СФГОС для глухих детей; СФГОС для слабослышащих и позднооглохших детей; СФГОС для слепых детей; СФГОС для слабовидящих детей; СФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи; СФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с НОДА); СФГОС для детей с задержкой психического развития; СФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра. (СФГОС для умственно отсталых детей: приказ Минобрнауки от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с УО»)

ИННОВАЦИОННОСТЬ СФГОС: - базирование на инклюзивной «философии» образовательной политики; - снятие «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым. НОВОВВЕДЕНИЯ СФГОС закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование; в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»; определены 4 варианта образовательных программ.

СФГОС: вариант I Ребёнок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребёнка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых образовательных потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.

СФГОС: вариант II Ребёнок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

СФГОС: вариант III Ребёнок получает нецензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребёнка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.

СФГОС: вариант IV Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребёнка При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и ОУ. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Категория детей с ОВЗ Варианты программ СФГОС обучающихся с ОВЗ Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Слабослышащие дети 2.1,2.2, 2.3 Слепые дети 3.1,3.2,3.3,3.4 Слабовидящие дети 4.1,4.2,4.3 Дети с тяжелыми нарушениями речи 5.1,5.2,5.3 Дети с нарушениями ОДА 6.1,6.2, 6.3,6.4 Дети с задержкой психического развития 7.1,7.2,7.3 Дети с расстройствами аутистического спектра 8.1,8.2,8.3,8.4 Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1 и 2

от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик

Потребность в дифференцированном СФГОС Из-за неоднородности состава детей требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с ОВЗ - разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям

Функции СФГОС максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; дать ребёнку возможность реализовать на практике Конституционное право на образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование; гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

Функции СФГОС обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта; обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ; обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЦЕНЗОВЫЙ НЕЦЕНЗОВЫЙ 3 УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Цензовое образование - сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. При этом среда и рабочее место ребёнка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья; Нецензовый уровень предусматривается для детей с ОВЗ, не способных в дальнейшем к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения; Индивидуальный уровень, где ребёнок получает в дальнейшем начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуаль-ными возможностями, резко ограниченным состоянием здоровья.

Компоненты ИХ СООТНОШЕНИЕ СПЕЦИФИЧНО ДЛЯ КАЖДОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем.  Ребёнок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, социального развития. Компонент жизненной компетенции  рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

Специальная работа по формированию «жизненной компетенции» Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучени; Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; Овладение навыками коммуникации; Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации; Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.