12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Татьяна Михайловна29
Работаю учителем русского языка и литературы 28 лет. Всё это время в одном учебном заведении - МАОУ Центр образования № 47 г. Иркутска.
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле. Григорий Яковлевич Бакланов (русский советский писатель, публицист) УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ИВАНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА МАОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 47 Г. ИРКУТСКА 9

Читать полезно! В чём проявляется польза чтения? Что важного есть в литературе, без чего нельзя обойтись?

Литература – искусство слова Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В. Розанов.

Вспомним теорию (тест)

1. Искусство по своей природе: а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоциональное начала. 2. Действующее лицо художественного произведения называется: а) образом; б) персонажем; в) типом. 3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»? а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.

4. Тема произведения – это: а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация. 5. Идея произведения – это: а) то, что хотел сказать автор; б) нравственный «урок» произведения; в) главная обобщающая мысль произведения. 6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы? а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7. Композиция – это: а) последовательность событий и действий; б) движение произведения от завязки к развязке; в) последовательность частей и элементов произведения. 8. Завязка – это: а) момент возникновения или обнаружения конфликта; б) начало произведения; в) первое появление главного героя. 9. Сюжет – это: а) основное содержание произведения; б) совокупность событий и действий; в) последовательность всех элементов произведения.

10. Литературные жанры – это: а) эпос, лирика, драма; б) роман, трагедия, эпиграмма; в) политический роман, социальная драма, философская элегия.

Роды литературы Эпос – род литературы, который рассказывает о человеке и событиях, которые с ним происходят. Лирика – род литературы, который отражает внутренний мир человека: чувства, переживания, раздумья.  Драма – род литературы, в котором взаимоотношения и конфликты людей раскрываются через их поступки и выражаются в форме монологов и диалогов. Автор может прямо выразить свою точку зрения только в ремарках.

Художественный образ Основным средством создания художественного образа в литературе является СЛОВО. Слово – необыкновенно пластичный материал. С помощью слова можно отразить всё что угодно: события, предметы, эмоции.

Михаил Врубель «Демон»

Уникальная особенность литературы: обязательное взаимодействие писателя и читателя