12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хачирова Белла Руслановна94
Старший методист МАУДО "Центр дополнительного образования г.Владикавказа". Стаж педагогической работы - 20 лет, из нах 17 лет - в дополнительном образовании детей.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

"Дополнительная общеобразовательная программа как фундамент образовательного процесса" Презентация к педагогическому совету

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ФУНДАМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ВЛАДИКАВКАЗА» структурное подразделение «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

Нормативно-правовая база Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. n 09-3242

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

К дополнительным общеобразовательным программам относятся: дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной). Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).

Структура Программы основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации формы аттестации.

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение программы. 6. Список литературы.

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ: наименование образовательного учреждения где, когда и кем утверждена программа название программы возраст детей, на которых рассчитана программа срок реализации программы ФИО, должность автора(ов) программы название города, населенного пункта, в котором реализуется программа год разработки программы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Директор ГОУ МО ЦРТДЮ Протокол №_____ от “__”____2014г. _____________И.О. Фамилия «___» _________________2014г. М. П. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный дизайнер» Возраст обучающихся 7-10 лет Срок реализации 4 года Составитель (или автор): Ф.И.О., педагог дополнительного образования Москва 2014

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Пояснительная записка направленность (профиль) программы— техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная (Порядок 1008, п.9); актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы; отличительные особенности программы — характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие; адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе; объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.); срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.

Введение – краткая характеристика предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Направленность программы Название направленности должно соответствовать установленному перечню направленностей программ; Направленности должны соответствовать название программы, ее цель, задачи, содержание.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Актуальность - ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Педагогическая целесообразность - подчеркивает важность взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития, дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках программы, а конкретно, в соответствии с целями, задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса. Новизна - предполагает новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ: описать наличие предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт был использован и обобщен; указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления

Адресат программы для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и т.д. какому возрасту адресована программа (возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении; наполняемость группы (количество обучающихся определяется в соответствии с уставом учреждения и санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности); состав групп (одного или разных возрастов); условия приема детей (например, система набора на основании результатов тестирования, собеседования и др. формы).

Формы обучения и режим занятий. Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия – словесные, наглядные, практические. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские. Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими, диагностическими, лабораторными, контрольными, репетиционными и др. Режим занятий: продолжительность и количество занятий в неделю. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа. При этом следует указать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

Цель и задачи программы Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно достичь к определенному моменту времени. Формула построения цели ЦЕЛЬ= глагол или словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство. Например, формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность. Задачи – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий; - должны соответствовать цели и подразделяться на группы – обучающие, развивающие, воспитательные

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме. Оформляется в виде таблицы; Составляется на каждый год обучения и должен отражать его особенности. Обозначаются основные разделы и темы (не нужно превращать в поурочное планирование).

Практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией. Закладываются часы на вводное занятие; концертную, выставочную или соревновательную деятельность; мероприятия воспитывающего и познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие. Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года – 36 недель. Иной расчет часов в УТП необходимо обосновать. Расчет количества часов ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это программа индивидуального обучения)

N п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика

Количество часов В неделю В год 1 40 2 80 3 120 4 160 6 240 Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА: Раскрывается в именительном падеже. Указать название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП). Телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему. Указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии. При включении в программу экскурсий, досуговых и массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения экскурсии, мероприятия.

Планируемые результаты Планируемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся; должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания; в программе рекомендуется прописать конкретные знания, умения и навыки воспитанников по итогам каждого года обучения; выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.

Комплекс организационно-педагогических условий:

Календарный учебный график  Календарный учебный график   Условия реализации программы  Формы аттестации  Оценочные материалы  Методические материалы 

Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы

Условия реализации программы  — реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы

Формы аттестации  — зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы

Оценочные материалы  – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов

Методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции — указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения и т.д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и др.). рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д. дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы т.д.