12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шайхулина Галия Фатиховна98

«Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО»

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО Городское МО старших воспитателей ДОО г. Чебаркуль, 2022

Треть навыков и умений, которые к 2025 году станут необходимыми для большинства профессий, не рассматриваются как критически важными сегодня Некоторые из востребованных сегодня профессий не существовали вовсе всего лет пять назад. 65 % детей, которые завтра пойдут в школу, будут работать по специальностям, о которых мы ещё не знаем

Функциональная грамотность – это: способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Н.Ф. Виноградова

Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003 С. 35.].

Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания применять знания и умения оценивать знания и умения осуществлять саморазвитие

Функционально грамотный ребёнок – какой он?

… ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ УУД НАВЫКОВ БУДУЩЕГО –

готовность взаимодействовать с окружающим миром готовность решать учебные и житейские задачи самостоятельно владение рефлексивными умениями способность строить отношения Функциональная грамотность Показатели функциональной грамотности

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на: • формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста; • формирование речевой активности дошкольников; • формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников; • формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Составляющие функциональной грамотности Читательская грамотность Математическая грамотность Естественно научная грамотность

Основные компоненты функциональной грамотности Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотность – способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.

Международные образовательные стандарты Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Читательская грамотность Глобальные компетенции

Глобальные компетенции – это способность воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и уважать картину мира, точку зрения других людей, участвовать в открытом и эффективном взаимодействии с представителями различных культур, прилагать усилия для обеспечения коллективного благополучия и устойчивого развития.

Компетенции, определяющие функциональную грамотность: система 4К (базовые навыки и умения) Коммуникативность навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения Креативность способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение Критическое мышление решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации Координация (кооперация) лидерство, работа в команде, сотрудничество 4 К

Реализация государственной политики в сфере образования Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций

Функциональная грамотность и ФГОС ДО Виды функциональной грамотности ФГОС ДО Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; восприятие художественной литературы, фольклора. Математическая грамотность: способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе и др.).

Функциональная грамотность и ФГОС ДО Виды функциональной грамотности ФГОС ДО: содержание образовательных областей Естественнонаучная грамотность: способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания, основанные на научных доказательствах. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

4К и ФГОС ДО Компетенции ФГОС ДО Коммуниктивность ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний Креативность ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; Критическое мышление ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Координация (кооперация) активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Методы и технологии реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании Технология метода проектов Технология развивающих игр Технология художественно-творческого развития Технология элементарного детского экспериментирования Технология проблемного обучения Квест-технология ТРИЗ-технологии Конструирование