12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шемякина Вита Владимировна57
Россия, Московская обл., Ногинск

Понятие конфликта

Понятие конфликта и его структура Шемякина Вита Владимировна

Конфликт и его структура Конфликт - это отношение между людьми, которое характеризуется противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, ценностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.). Конфликты возникают если мнения и суждения разных людей расходятся.

Что такое конфликт знает каждый человек, ведь всем приходится взаимодействовать с другими людьми, а потому конфликтные ситуации иногда случаются. Конфликт можно повстречать повсеместно, а именно в школе, в университете, на работе, в общественном транспорте, в магазине, а также дома. Одним из важных навыков человека является умение не только распознать конфликтную ситуацию, но и разрешить её. В этой статье читатель больше узнает о том, что такое конфликт и какие причины его возникновения могут быть. Рассмотрим типы людей в конфликтных ситуациях, а также стадии конфликтов. После ознакомления со всем материалом представим читателю интересную информацию по поводу того, как вести себя в конфликтной ситуации.

Виды конфликтов Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой, отсутствием настоящего дела. Это обстоятельство часто болезненно бьет по той категории работников, которые в течение длительного времени вели активную деятельность на работе, но затем, в силу определенных причин, были вынуждены резко изменить объем или место работы. Эта проблема в настоящее время весьма актуальна. Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов. Межгрупповой конфликт. Подобные конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т. д. Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами.

В обществознании трактуется, что ролевой конфликт – это процесс, обусловленный противоречиями между различными ролями, которые вынуждена выполнять личность. В довершение принято рассматривать такой конфликт как разновидность ролевого стресса, возникающего из-за перегрузки обязанностями. Личностно-ролевой конфликт – это ситуация при которой требования социальной роли личности находятся в противоречии с ее интересами и жизненными устремлениями. В процессе своей деятельности человек выполняет множество ролей и может возникнуть их нестыковка, которая способна перейти во внутриличностный ролевой конфликт.

Фазы развития конфликта Развитие конфликта проходит в обычных условиях три стадии — предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную. Каждая из них, в свою очередь делится на фазы. Любую стадию и фазу следует рассматривать всего лишь как определенный этап в движении, динамике конфликта, указывающий на его связь с источником напряженности в социальных отношениях и с противостоянием оппонирующих сторон. Каждая из стадий делится на фазы. Первой фазой предконфликтной стадии является конфликтная ситуация. Это такое положение дел, когда ценности, интересы, установки участников объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет. Конфликтная ситуация не имеет четкого начала и завершения. Фазы конфликтной стадии следующие: начало конфликта, развитие конфликта, пик конфликта, затухание конфликта, прекращение конфликта, урегулирование конфликта. Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон. Но оно может стать затяжным с чередованием наступления и обороны, перемежаться с переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта).

Наименование фазы конфликта Этап конфликта Начало конфликта Этап1.Возникновение и психологическая подготовка к урегулированию конфликта. Этап2.Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт Развитие конфликта Этап3.Поиски возможных вариантов решения конфликта Пик конфликта Этап4.Разработка и выбор вариантов решения конфликта Затухание конфликта Этап 5. Процесс урегулирования конфликта Прекращение конфликта Этап 6. Процесс урегулирования конфликта Урегулирование конфликта Этап7.Завершение процесса урегулирования конфликта

Литература 1.Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций (серия «Учебники и учебные пособия») /Д.П. Зеркин.- Ростов н/Д: «Феникс», 1998.-с.136-158, 327-350. 2.Причины возникновения конфликтов и этапы их развития (электронный ресурс) https://4brain.ru/conflictology/prichiny.php 3.Составные компоненты конфликта и его характеристики (электронный ресурс) https://lektsii.org/4-4908.html