12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гришанова Ирина Владимировна34

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах. Учитель начальных классов Гришанова Ирина Владимировна МБОУ «МСОШ»

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Ребенку важно обладать: 1. Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. 2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 3. Способностью строить социальные отношения. 4. Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Виды функциональной грамотности. 1. Читательская грамотность. 2. Естественно-научная грамотность  3. Математическая грамотность  4. Финансовая грамотность  5. Креативное мышление. 6. Глобальные компетенции.

Математическая грамотность «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

1-й компонент математической грамотности -ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;

2-й компонент математической грамотности. способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

3-й компонент математической грамотности владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

Формы работы над задачей Анализ решенной задачи. Решение задач различными способами. Правильно организованный способ анализа задачи. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").

Самостоятельное составление задач учащимися. Решение задач с недостающими данными. Изменение вопроса задачи. Составление различных выражений по данным задачи.

Объяснение готового решения задачи. Использование приема сравнения задач и их решений. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

Нестандартные задачи Нестандартная задача – это задача, алгоритм решения которой учащимся неизвестен, то есть учащиеся не знают заранее ни способов решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение.

Виды нестандартных задач 1. Логические задачи - это такие задачи, для решения которых, как правило, не требуется выполнение вычислений, а используются лишь логические рассуждения.

2. Геометрические задачи - геометрические головоломки, геометрия в пространстве, геометрия на клетчатой бумаге. 3. Арифметические задачи – это текстовые задачи, в которых требуется найти значение некоторой величины с помощью арифметических действий над числами и для которых в курсе математики начальной школы нет общих правил и положений, определяющих решение.

4. Комбинаторные задачи - это задачи, требующие осуществления перебора всех возможных вариантов или подсчета их числа.  5. Простейшие задачи вероятностного содержания. Это задачи на классификацию событий, задачи об исходах в испытаниях.

Методы решения нестандартных задач Арифметический Алгебраический Графический и практический Подбора Последовательного и упорядоченного перебора Метод предположения ответа

Этапы работы над задачей 1. анализ текста задачи 2. поиск решения (разбор решения и составление плана решения) 3. осуществление плана решения 4. проверка решения задачи

Примеры нестандартных задач

1. В  клетке  находились  3 попугая. Трое  ребят  купили  по  одному  из этих  попугаев, и  один  попугай  остался  в  клетке. Как  это  могло    случиться? 2.Как  расставить  5   кубиков  в  2  ряда  так, чтобы  в  каждом  ряду  было  по  3 кубика? Нарисуй. 3.На  одной ветке березы висело  10 яблок, на другой на 4 больше. Сколько яблок росло на дереве?

На компьютере установлен пароль, состоящий из семи цифр. Цифры идут в порядке возрастания, т. е. каждая следующая цифра больше предыдущей. Вторая цифра в этом пароле — «3», пятая — «6».  Какая цифра в пароле идёт третьей?   Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)

Сколько треугольников на чертеже? Какая фигура имеет самое большое значение ?

Во сколько раз один зонтик стоит дороже одного мяча, если он дороже мяча на 200 рублей ?

В магазине продаются бакалейные товары в упаковках. На рисунке показаны цены. Сколько всего рублей надо заплатить за две упаковки риса и одну упаковку кукурузной крупы?

Учителем составлен график пропусков уроков. Наибольшее число детей, отсутствующих на занятиях было A) в понедельник B) во вторник C) в пятницу   D) в субботу E) в среду  

По предложенному сочинению подписать план Соня написала сочинение «Наш посёлок». Есть ли в вашем посёлке улица с названием Хвост? А у нас есть улица Хвост. Она извивается как хвост у сердитой кошки. Она проходит между безымянным озером и небольшим сырым лесочком, где растут берёзы и осины. Лесок тоже безымянный….

Допиши единицы измерений:   площадь школьного пенала прямоугольной формы 180 … длина дорожки 50 … площадь кухни 12 … высота окна 145 … длина гвоздя 100 … высота дома 16 …. рост школьника 1 360 … В новогодней гирлянде 21 лампочка. Лампочки идут в таком порядке: одна красная, две синих, три красных, четыре синих и так далее. Назовите цвет семнадцатой лампочки.

Формула функциональной грамотности ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ