12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дарья Смирнова23
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Формирование навыков осознанного чтения на уроках русского языка и литературы

Формирование навыков осознанного чтения на уроках русского языка и литературы

В процессе работы с учащимися на уроках мы требуем от них, чтобы они правильно и хорошо говорили. К сожалению, высказывать грамотно свои мысли умеют далеко не все учащиеся. А любому виду познавательной деятельности учащегося на уроке предшествует чтение учебного материала. Но, как показывает практика, многие современные школьники не любят и не умеют читать. сложности, прежде всего, возникают из-за слабого восприятия учащимися содержания написанного, а отсюда и нежелание читать. Приступая к работе с текстом, учитель должен, прежде всего, ставить перед собой следующую триединую цель: 1) создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы; 2) развитие интереса к чтению, формирование умений полноценно читать учебные книги. 3) воспитание вдумчивого читателя.

Одним из требований, предъявляемых программой  к чтению, является осознанное чтение.     Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык  является наиболее важным для чтения, т. к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя - помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстрации, видеоматериал. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы.

Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений: выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарём; отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выделять опорные слова; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; формулировать тему небольшого текста; работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок находить главную мысль, сформулированную в тексте;

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста. Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Следующий уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.     Исходя из этого, учителю нужно стремиться, чтобы в результате работы на уроке дети не остались на поверхностном уровне восприятия, а поняли бы подтекст произведения, почувствовали авторское начало и определили своё отношение к прочитанному.

БЛАНК ОТВЕТОВ к тесту «Сформированность навы­ка чтения» Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________ не залетала сюда, ни единый _________________ не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза _______________________________ в такой глуши.

Содержание показателя Уровни 1 2 3 4 5 Уровень патологии слабый средний хороший высокий Навык чтения 0–4 5–7 8–9 10

Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности.