12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория18

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии

Тема урока: Вулканы Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами; развивать навыки по поиску информации, ее обработке, сравнению, описанию и анализу; формирование навыков работы с картой; самостоятельной работы и работе в парах; формирование образного мышления. Цели урока:

В апреле 2010 года в Европе было закрыто воздушное пространство. Авиасообщение было парализовано на 5 дней. Не работали 300 аэропортов, отменено 63000 рейсов, не смогли осуществить вылет в места назначения 7 млн. пассажиров. Какое явление повлияло на эту ситуацию? I.Мотивация к учебной деятельности: Ситуационная задача

Школьники Вася и Петя победили в международной географической олимпиаде. Наградой стало путешествие на научно-исследовательском корабле «Янтарь» по Средиземному морю. Одной из целей экспедиции было изучение вулканов. Мальчикам было поручено собрать материал об этом удивительном явлении природы. С интересом изучив вулканы они составили задания, которые мы свами сегодня попытаемся решить. В путь друзья!

Откуда произошло название «вулкан»? Задание: Используя наглядный материал ответьте на вопросы: Какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»? II. Актуализация знаний:

Типы вулканов По своей активности вулканы делятся на 3 группы: действующие, потухшие, спящие. Задание: Соотнесите тип вулкана с описанием Описание Тип вулкана 1. Долгое время не проявляли активности, но в последнее время активизировались А. Действующий 2. Сохранивший свою форму, но не проявлявший признаков активности за период 10-12 тысяч лет Б. Потухший 3. Периодически извергающиеся в настоящее время или хотя бы один раз за последние 10 тыс. лет. В. Спящий Действующий Спящий Потухший III. Этап усвоения новых знаний

Задание. Найдите ошибку мальчиков и напишите правильное соответствие

А.Столовая гора. Формируясь под ледником, такой вулкан обладает характерной формой, напоминающей стол, откуда и название. Вершина у него плоская, а склоны крутые. А.Столовая гора. Формируясь под ледником, такой вулкан обладает характерной формой, напоминающей стол, откуда и название. Вершина у него плоская, а склоны крутые. Б.Стратовулканы, или конусовидные вулканы с крутыми склонами, образуются слоями лавы и пепла, выброшенными в ходе предыдущих извержений. Иногда стратовулкан имеет несколько побочных кратеров, расположенных рядом или даже пересекающихся друг с другом. В.Кальдера.При взрывном извержении в результате провала вершины вулкана образуется широкая котловина – кальдера. Иногда кальдера формируется в результате взрыва вулканической камеры. Кальдеры имеют диаметр не меньше 1км, но могут достигать 20км. Много из них мало изучены. Г.Щитовой вулкан. Щитовой вулкан с пологими склонами образуются при широком растекании слоёв жидкой базальтовой лавы. Д.Куполообразный вулкан Крутые склоны куполообразного вулкана образуются при остывании вязкой лавы, неспособной растекаться на большие расстояния. Вершина такого вулкана, как правило, плоская.

Задание: Вам предлагается 6 предложений, из которых необходимо составить логическую цепочку схемы образования вулкана. Проставьте цифры от 1до 6, в порядке образования вулкана. Задание: Вам предлагается 6 предложений, из которых необходимо составить логическую цепочку схемы образования вулкана. Проставьте цифры от 1до 6, в порядке образования вулкана. Литосферные плиты сталкиваются; выбрасывается вулканические пепел и бомбы, изливается лава; образуется конус вулкана; литосфера разбита на литосферные плиты; магма вскипает, образуется очаг магмы; образовался вулкан, на вершине которого – кратер; движение магмы внутри конуса происходит по трещине – жерлу;

Изучая карту вулканической активности, Петя и Вася, пришли к выводу, что извержение вулканов угрожает людям во многих регионах мира.

На карте выберите место, которое, менее всего подвержено угрозе вулканических извержений На карте выберите место, которое, менее всего подвержено угрозе вулканических извержений D А В С

Если внимательно посмотреть на картину «Гибель Помпеи», то на лицах людей можно увидеть ужас, страх и неизбежность гибели. Извержение вулканов всегда приносит бедствия и разрушения. Но не смотря на опасность, с самых древнейших времен люди селились вблизи от огнедышащих гор.  Если внимательно посмотреть на картину «Гибель Помпеи», то на лицах людей можно увидеть ужас, страх и неизбежность гибели. Извержение вулканов всегда приносит бедствия и разрушения. Но не смотря на опасность, с самых древнейших времен люди селились вблизи от огнедышащих гор.  Задание: Как вы думаете почему?  Значит вулканы приносят какую-то пользу? IV. Этап закрепления новых знаний

Выберите из предложенных утверждений, какую пользу приносят вулканы людям? А. Образуются месторождения полезных ископаемых; C. Вулканический пепел обогащает почву, повышает ее плодородие; B. Разрушаются строения, изменяется рельеф  Земли; D.Вблизи вулканов температуры выше; E. Крайне редко бывают землетрясения.

Сейчас очень остро стоит проблема глобального потепления. Одной из причин которого. считают вулканическую деятельность. Ребята заинтересовались возможной связью между средней температурой атмосферы Земли и числом извержений вулканов мира. В библиотеке корабля школьники нашли график Желтым – глобальные изменения среднегодовой температуры Голубым – число извержений вулканов мира На основе данных графика мальчики сделали вывод, что повышение средней температуры атмосферы Земли действительно происходит за счет увеличения выбросов при извержении вулканов. Вопрос: Каким образом графики подтверждают вывод Васи и Пети?