12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга144
Россия, Комсомольск-на-Амуре

Метод комбинаторных игр в обучении младших школьников языку изобразительного искусства

Метод комбинаторных игр в обучении младших школьников языку изобразительного искусства «Надо рисовать как дети», - утверждают многие профессиональные художники, видя секрет выразительности в непосредственности детского рисунка. Куда деваются эти способности, как помочь детям сохранить этот дар?.. Проблема: поиск средств развития художественного восприятия младшими школьниками, позволяющих сделать этот процесс эффективным, соответствующим психолого-педагогическим особенностям детей этого возраста. Предмет исследования: педагогическая технология развития художественного восприятия у младших школьников на основе комбинирования языка изобразительного искусства. Гипотеза: в основе данной методики лежит концептуальная модель развития художественного восприятия в период детства, основанная на принципах диалога ребенка с самим собой (Я - Я другой), с автором произведения (Я - Автор), с культурой (Я - Культура); задается алгоритм ступенчатого движения от игры элементами языка искусства к общению на этом языке; игры с элементами языка искусства создают условия для освоения ребенком ритмической структуры художественного произведения как одного из кодов восприятия; процесс освоения ребенком языка искусства, его выразительных возможностей, заданный технологией, соответствует естественному процессу развития изобразительной функции детского рисунка; изобразительная деятельность ребенка в процессе обучения является средством обретения нового опыта восприятия, а не только средством осмысления этого опыта. Воропаева Ольга Викторовна, учитель изобразительного искусства и МХК, МОУ СОШ № 37

В соответствии с этой моделью разработана педагогическая технология развития художественного восприятия младших школьников на основе комбинаторных игр с элементами языка изобразительного искусства. Автор – художник, педагог Калинина Т.В. Этапы освоения ребенком изобразительной деятельности Манипулирование художественными средствами (1-5 лет) – открытие их изобразительных возможностей. Основное педагогическое средство - манипуляция и игра с художественными материалами и средствами изображения Изобразительно-выразительный (6-8 лет) – открытие выразительных возможностей элементов языка искусства, освоение диалога Я - Я другой, открытие автора в себе, освоение диалога Я - Автор в совместной с педагогом деятельности. Основные педагогические средства – игра с ритмической организацией элементов художественной формы, создание изображений на основе ритмически организованной формы. Коммуникативный (9 -12лет) – открытие языка искусства как принципа организации восприятия, как кода восприятия; освоение этапов соотнесения своей позиции с авторской (освоение диалога Я - Автор), своей и авторской позиций - с иными, существующими в культуре (освоение диалогов Автор - Культура, Я - Культура). Основные педагогические средства - творчество на основе собственного композиционного замысла, эксперимент со структурой художественных произведений.

Игровые действия – свободная манипуляция элементами языка изобразительного искусства, их комбинирование. Цель игровых действий для ребенка – своеобразный эксперимент: «А что получится?», т.е. эти действия не подчинены целям создания конкретного изображения; ребенок «играет» с заданным правилом на основе собственных эстетических предпочтений и в результате получается неожиданное изображение, несущее острое переживание. Таким образом, дети учатся не копировать , а моделировать собственное пространство. Приемы комбинаторики: повторы элементов, чередование элементов, группировка элементов, изменение направления элементов. Ведущий метод технологии – метод комбинаторных игр Материал игры – элементы языка изобразительного искусства: цвет, линия различного характера, пятно, штрих, масштаб, контраст, нюанс, ритм. Правила игры – приемы ритмизации пластической формы (композиционные средства изобразительного искусства).

Методические рекомендации по проведению комбинаторных игр на уроках ИЗО Шаг 2. Игра « На что похоже?». Созерцание абстрактных композиций под музыку. Построение цепочки ассоциаций. Шаг 3. Выполнение композиции на основе впечатлений от упражнений. Шаг 4. Совместный анализ работ, контрастных по своему содержанию («Знойный лес» – «Лес ледяного королевства», «Солнечный луг» - «Полная луна»), что позволяет детям каждый раз заново открывать коммуникативную заряженность приемов художественных средств. Шаг 5. Знакомство с работами художников, близких по тематике или выполненных с использованием освоенных ребенком средств. Таким образом, дети открывают, что художники работают так же, как они, оперируют теми же языковыми средствами. Главный принцип: движение от собственного творчества к восприятию искусства, а не наоборот. Шаг 1. Выполнение упражнения на освоение приёма или художественного средства. Например, упражнения с волнистыми линиями задается как игра, в которой ребенок придумывает разный характер волнистых линий, используя прием тоновой растяжки.

Выполнение упражнения по растяжке цвета и ассоциативный поиск ответа на вопрос: На что похоже?

Упражнение «Солнечные лучи». Задача: нарисовать пучки травы, используя ломаную, волнистую или дугообразную линии. Прием работы: растяжка светлых и темных цветов. Материал: цветные карандаши. Порядок работы: еще раз любуемся на предыдущие упражнения, обговариваем образы получившихся изображений, далее рисуем цветы, освещенные солнцем Выполнение композиции на тему «Солнечный луг». Освоение приемов работы акварелью. Открытие выразительных возможностей цветового нюанса, создание ощущения легкости, прозрачности, воздушности Освоение приемов работы фломастером, открытие выразительных возможностей пятна и штриховки Открытие изобразительных и выразительных возможностей глухих цветов на основе создания образа дремучего, страшного леса Превращение пятна в изображение дерева. Кляксография Задача: изобразить поле цветов, освещенное солнцем.