12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Небрат Елена Александровна782
Россия, Чукотский АО, г. Билибино

Презентация Историческая экскурсия или увлекательный квест? (сравнительная характеристика образовательных методик)

Тема выступления: Историческая экскурсия или увлекательный квест? (сравнительная характеристика образовательных методик) ФИО педагога: Небрат Елена Александровна Название РМО: РМО учителей гуманитарного цикла (филологи, история) Форма выступления: самообобщение опыта. г. Билибино 2022 год ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ЧУКОТСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ТЕХНИКУМ ГОРОДА БИЛИБИНО» «Гибкость и многообразие инновационных форм, направленных на повышение качества образования и воспитания» Педагогическая конференция

ИННОВАЦИЯ - это актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для развития образования и позитивно влияют на его развитие. ИКТ на уроках Кружковая работа Проектная деятельность Внеклассные мероприятия развитие личности повышение активности и творческих способностей использование активных форм и методов обучения педагогический поиск педагогическое строительство

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. В современных условиях развития промышленности выпускник среднего профессионального учреждения должен гибко и нестандартно мыслить применять новое в своей деятельности оперативно переходить от одного уровня мышления к другому. КВЕСТ ЭКСКУРСИЯ

В первой половине XX в. методика образовательной экскурсии нашла детальную разработку в работах целого ряда отечественных специалистов, в том числе историков , войдя в число наиболее эффективных и результативных форм работы с обучающимися. В настоящий момент не менее популярными, возможно, даже более востребованными, нежели экскурсия, становятся другие современные приемы обучения, в том числе, историческое ориентирование и исторический квест . Что сейчас модно и актуально ? МЫ ЛЮБИМ КВЕСТЫ !

Преподаватели Чукотского северо – западного техникума вовлекают студентов в экскурсионную деятельность

Активно используют преподаватели Чукотского северо – западного техникума квест -технологии

Приемы экскурсионной работы: -приём вопросов-ответов; -приём заданий; -приём ритуалов; -приём литературного монтажа. Всё это сближают экскурсию с квест-разработками. Зримым подтверждением тесной связи экскурсий и квестов является возникновение в начале 2000-х гг. – квест-экскурсии, инновационной формы экскурсионной и туристической форм досуга, среди которых выделяются такие признанные и востребованные варианты, как событийные квест-экскурсии и квест-маршруты.

При этом исторические квесты и историческое ориентирование – это самостоятельные образовательные технологии, имеющие принципиальные отличия от иных активных методов обучения, в том числе и экскурсии. Прежде всего, главный признак рассматриваемых образовательных технологий, определяющий их востребованность в современном образовании – это высокий уровень интерактивности, которая реализуется как в пределах групп обучающихся (в раках которых идет решение поставленной задачи), так и между группой и педагогом (или организатором квеста). По мнению современных исследователей Н.Н. Шаховалова и Н.В. Биттера, «…квесты включают в себя различные комбинации детской деятельности и формы работы с детьми», что позволяет объединять всех участников образовательного процесса в решении образовательных задач, подаваемых в сюжетно-игровой форме. Таким образом, в ходе обучающего квеста отрабатываются навыки коммуникации, командной работы и коллективного решения исследовательской задачи.

Кроме того, и исторические квесты, и историческое ориентирование предполагают перенос активности в образовательном процессе с преподавателя на обучающихся, которые в процессе поэтапного решения поставленной задачи получают новую информацию. Экскурсия в этом отношении более традиционна, в целом ее можно рассматривать как рассказ педагога (аналог лекции) в ином (нетипичном для учебного процесса) пространстве и обстановке, что во многом и определяет познавательный эффект экскурсии. Принципиальное отличие квеста от викторины выражается в том, что квест предполагает не столько проверку наличных знаний, сколько поиск информации . Итак, с позиции обучения экскурсия предполагает трансляцию знаний экскурсоводом обучающимися, с учетом определенной доли активности последних; квест – самостоятельный поиск нового в специально созданной для этой цели образовательной среде с игровыми элементами; а викторина – позволяет выявить уровень освоенных

При этом в условиях квест-технологии, что особенно ценно, процесс обучения состоит не только в получении информации, но и в формировании умений и навыков в некой естественной среде (историческая застройка населенного пункта; группа памятников; памятное место; природный объект и т. д.). В пределах этой естественной среды, которая на время становится образовательной, можно опытным путём знакомиться с соотношением размеров, расстояниями, перспективой, конструктивными особенностями зданий, элементами архитектурных стилей. Тот же принцип «погружения» в историческую, культурную или природную среду существует в экскурсии Однако именно квест и ориентирование дают возможность участнику самому (в процессе взаимодействия с другими студентами) получать знания.

Геймификация предполагает включение отдельных элементов игры в неигровой контекст, например, образовательный. В квесте можно выявить следующие игровые аспекты: -игровое пространство; -правила и регламентация поведения во время квеста; -наличие игровой атрибутики и символики; -состязательность в основе действий групп игроков. Поле игры квеста может охватывать реальную территорию, например, городскую. Но тем же игровым пространством может стать определенный раздел учебного материала; биография историка или исторической личности; конкретное историческое событие. Важным представляется идея современных исследователей И.А. Морозова, И.С. Слепцовой, которые отмечают, что в пределах игрового пространства возможна трансформация личности, т. е. -раскрытие творческого импульса, формирование самооценки; апробация социальной роли.

Существует несколько видов классификаций квестов. На наш взгляд, стоит остановиться на ранжировании исторических квестов по уровню сложности. Соответствие заданий квеста возрасту участников и их подготовленности является важным критерием успеха мероприятия. Содержательная сторона квеста, с одной стороны, опирается на уровень имеющихся знаний обучающихся, но при этом задания должны быть построены и наполнены информацией таким образом, чтобы актуализировалась зона ближайшего развития студента. Только в этом случае квест будет способствовать успешному обучению и наполнять участников радостью познания и открытия.

Итак, исторический квест как образовательная технология обладает рядом неоспоримых достоинств, среди которых можно выделить: -интерактивность образовательного процесса; -высокий познавательный эффект; -возможность обучения самостоятельности в познании; -отработка исследовательских навыков; -раскрытие творческого начала у участников квеста; -формирование личностных качеств обучающихся;