12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Осипова Елена Сергеевна263 Работаю учителем-логопедом Россия, Владимирская обл., Владимир |
«Полноценное речевое развитие как одно составляющих коммуникативной деятельности человека»
«Полноценное речевое развитие как одно из составляющих коммуникативной деятельности человека» Подготовил учитель-логопед МБДОУ г. Владимира «Детский сад 48» Осипова Е.С.
«Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» Л.С. Выготский
Основные этапы нормального речевого развития ребенка Подготовительный (с момента рождения – до года); Преддошкольный (от года до 3 лет); Дошкольный (от 3 до 7 лет); Школьный (от 7 до 17 лет).
Последствия отклонения в речевом развитии ребенка Отставание в психическом развитии ребенка; Замедленное формирование высших уровней познавательной деятельности; Появление нарушений в эмоционально-волевой сфере; Возникновение трудностей в усвоении письма и чтения.
Подготовительный этап речевого развития Первая голосовая реакция – крик; Гуление; Лепет.
Преддошкольный этап Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка!
Что должен ребёнок уметь к 3-м годам Словарный запас ребёнка составляет около 250 слов; Предложение состоит из 3 слов и более; В речи использовать множественное число имён существительных и глаголов; Называть своё имя, пол, возраст; Понимать значение простых предлогов; Выполнять задания типа «положи кубик под чашку»; Понимает прочитанные короткие сказки и рассказы (с опорой на картинку, а затем без неё).
Что должен ребёнок уметь к 4-м годам В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии; Словарь ребёнка должен составлять 1900 – 2000 слов; В словаре существительные, обозначающие профессии; Ребёнок должен активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия; Определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, рядом, около), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей; ребёнок должен уметь оценивать свои поступки и поступки своих сверстников, выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку.
Что должен ребёнок уметь к 5-ти годам Дети должны употреблять существительные с обобщённым значением: овощи, фрукты, ягоды, животные, мебель; Умеют правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах; правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок); Употреблять формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, бежать); К 5-ти годам ребёнок ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПРОИЗНОСИТЬ ПРАВИЛЬНО ВСЕ ЗВУКИ РОДНОГО ЯЗЫКА; Пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные.
Что должен ребёнок уметь к 6-ти годам Правильно произносить все звуки, говорить правильно, не торопясь; Употреблять в речи простые и сложные предложения; Пользоваться прямой и косвенной речью; Поддерживать непринужденную беседу; Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым; Уметь различать звуки на слух, находить место звука в слове; Составлять предложения из заданных слов; Различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам, 2-3 вида травянистых растений; Различать по внешнему виду и называть 4-5 видов зимующих птиц.
Речевые нарушения детей дошкольного возраста Клинический диагноз: Дислалия; Дизартрия; Ринолалия; Алалия (сенсорная, моторная); Заикание; Мутизм. Логопедическое заключение: Фонетическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речи; Общее недоразвитие речи.
Речь воспитателя Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.
Предупреждение речевых нарушений Артикуляционная гимнастика; Развитие речевого дыхания; Развитие слухового внимания и фонематического восприятия; Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми; Развитие понимания речи; Развитие чувства ритма
Артикуляционная гимнастика
Развитие речевого дыхания
Развитие слухового внимания
Развитие фонематического восприятия
«Доскажи словечко»
Подбери слово на слоги
«Назови слова, которые начинаются со звука И»
«Назови слова, в названии которых есть звук Л»
«Определи место в слове звука Л»
«Дифференциация звуков»
Звуковой анализ слова
Лексический строй речи Развитие словаря существительных, прилагательных, глаголов. «Скажи наоборот» «Скажи по-другому» «Расскажи про предмет» «Подбери по описанию» «Слова-однофамильцы» «4 лишний» «Классическое лото» «Кто летает? Кто плывет? Кто ходит?»
Грамматический строй речи «Какой сок? Какое варенье?» «С какого дерева листок?» «Назови ласково» «Карлики и великаны» «Большие и маленькие» (детеныши животных) «Один-много», «Посчитай»
В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребенком, во многом зависит его успех в усвоении языка.