12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Ивановна13

Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии

Серебряный век-краткий миг в истории Такого научного термина, как «Серебряный век», не существует. В Литературном энциклопедическом словаре он никак не выделен. Словосочетание «Серебряный век» ввели в оборот сразу несколько человек: поэт Николай Оцуп, философ Николай Бердяев и художник Сергей Маковский. Кто-то из современников определил это явление броско: «Расцвет искусства при разгуле капитализма». Точной даты появления Серебряного века, конечно, тоже нет.

Историческая основа 20 октября 1894 г. Скончался император Александр III. Этот «богатырь» держал Россию в крепкой узде. Власть перешла к слабовольному Николаю II- и все сразу ослабло, помягчело, потекло по разным направлениям. Подняла голову экономика. Проснулись от тяжкого сна все виды культур. Все засверкало и забурлило…

Литературная Москва того времени распалась на два лагеря: реалистов и символистов. Для реалистов литература была прежде всего общественным служением, для символистов- или «чистым» искусством, или художественным преломлением религиозно-метафизической жизни. Между двумя лагерями велась ожесточенная борьба.

Истоки возникновения «Иногда говорят, что Серебряный век- явление западническое. Действительно, Серебряный век находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях- Рембо, Новалис, Шелли, Ибсена, Метерлинка, Бодлера…Их произведения переводили на русский язык. Окно в Европу было прорублено вторично…» Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и так далеко: Андрей Белый- в Египет, Гумелев – в Абиссинию, Бальмонт- в Мексику, Новую Зеландию, Бунин- в Индию…не считая бесчисленных путешествий по странам Европы…»

Образно говоря, Россия на рубеже 19 и 20 веков стала примерять на себя западные одежды. Но это западничество носило ярко выраженную русскую специфику

Николай Оцуп писал: «Запоздавшая в своем развитии Россия силой ряда исторических причин была вынуждена в короткий срок осуществить то, что в Европе делалось в течение нескольких столетий. Неподражаемый подъем Золотого века отчасти этим и объясним. Но и то, что мы назвали «веком Серебряным», по силе и энергии, а также по обилию удивительных созданий, почти не имеет аналогии на Западе: это как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь 19 век и начало 20-го века…»

Серебряный век породил декадентство. А декадентство «перешло все пределы морали, вкуса и здравого смысла. Самообожание, нарциссизм, поверхностное ницшеанство доводят самого диктатора тогдашнего модернизма, Брюсова, до открытого некрофильства….» Декаде́нтство, декаданс (фр. décadent — упадочный) — упадок, культурный регресс

Я действительности нашей не вижу, Я не знаю нашего века, Родину я ненавижу, Я люблю идеал человека.

«Легенда кончилась, началась заварушка,»- писал в 1917 г. Дон-Аминадо

Революция расколола русское общество – и народ, и интеллигенцию, и поэтов, и писателей. «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием- слушайте революцию!»- говорил Александр Блок. Для Блока на первых порах революция была музыкой, а вот для Ивана Бунина революция- боль, мука и резкое неприятие «мира поголовного хама и зверя»

«Время тысячи вер»- как определил его Николай Гумилев. В обществе появилось стремление забыть суровую реальность и обратиться к мечте. Отсюда интерес к философии Ницше, драмам Ибсена, парадоксам Оскара Уальда. Новые поэты и писатели стали искать новые выходы и порывы. Не случайно в статьях запестрели такие выражения, как «новый человек», «новая литература», «новое искусство». В этих исканиях и создавался ренесанс культуры, именуемый Серебряным веком. « Век мятежный, богоищущий, бредящий красотой» (Сергей Маковский)

«Вечерний звон, Печальный звон» — Украден там Уже и он. Вот это шик, Вот это власть, Вечерний звон — И тот украсть! Была страна, Жила, цвела, Гудели в ней Колокола. Был мир и труд, И – капитал. Колоколов Никто не крал. Но вот совдеп, Как демон зла, Пришел и спер Колокола. И вот умолк Вечерний звон, И много дум Наводит он...» Стихотворение было напечатано в одной эмигрантской газете.

Серебряный век закончился с революцией? И да, и нет. Одно можно сказать точно, что раскололась русская литература: меньшая часть осталась на родине (Блок, Брюсов, Маяковский, Есенин, Клюев, Ахматова, Мандельштам...), большая часть эмигрировала (Бунин, Бальмонт, Мережковский, Зинаида Гиппиус, Ремизов, Шмелев, Аверченко, Тэффи...). Уехали в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Париж, Рим, Харбин... Уехали доживать свой «серебряный век». Тосковать по родине. Вспоминать. Болеть душой. Песенка Александра Вертинского на слова Раисы Блох (тоже эмигрантки, погибшей в немецком концлагере)

Принесла случайная молва Милые, ненужные слова: Летний Сад, Фонтанка и Нева. Вы, слова залетные, куда? Здесь шумят чужие города И чужая плещется вода. Вас не взять, не спрятать, не прогнать. Надо жить – не надо вспоминать, Чтобы больно не было опять. Не идти ведь по снегу к реке, Пряча щеки в пензенском платке, Рукавица в маминой руке. Это было, было и прошло. Что прошло, то вьюгой замело. Оттого так пусто и светло.

Как это ни странно, но многие писатели-эмигранты плодотворно работали на чужбине и создали прекрасные произведения, взять, к примеру, Ивана Алексеевича Бунина. И «Жизнь Арсеньева», и рассказы из цикла «Темные аллеи» – все это было создано не в России, а во Франции.

Лучшие свои стихи Георгий Иванов написал, находясь в эмиграции. Все это дает право сказать, что Серебряный век не кончился в 1917 году, он оставил отблеск на многочисленных страницах произведений русских поэтов и писателей, вынужденных жить на Западе. Серебряный век закончился с их смертью.

Основные течения Серебряного века Символизм Акмеизм Имажинизм Футуризм Декадентство

Символизм Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений. Само слово "символ" в традиционной поэтике означает "многозначное иносказание", то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта

Для поэтики символизма характерны: передача тончайших движений души; максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии; изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога; поэтика намёка и иносказания; знаковое наполнение обыденных слов; отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи; недосказанность, утаённость смысла; стремление создать картину идеального мира; эстетизация смерти как бытийного начала; элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.

Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», прочитанную им в Петербурге в декабре 1892. Расцвет русского  символизма связан с приходом в литературу В.Брюсова, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского и др., выступавших в начале 1900-х гг.

Иннокентий Анненский Среди миров Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды и повторяю имя... Не потому, чтоб я Её любил. А потому, что я томлюсь с другими. И если мне в сомненье тяжело, Я у Неё одной молю ответа, Не потому, что от Неё светло, А потому, что с Ней не надо света. 1909

Акмеизм Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты объединились в группу "Цех поэтов", в 1912-1913 гг. издавали журнал "Гиперборей". Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в 1913 году в №1  журнала «Аполлон» (литературном органе группы в период ее расцвета), издававшемся под редакцией С. Маковского.

Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определённое, точное значение; предметность и чёткость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к "подлинности" его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, "тоска по мировой культуре"

Анна Ахматова *** Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" – Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру".

Имажинизм Имажинизм (от фр. и англ. image – образ) – литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Основные признаки имажинизма: главенство "образа как такового"; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности; поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета; поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа; текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело. 20 января 1919 года в Московском отделении Всероссийского союза поэтов прошёл первый вечер имажинистов. На следующий день была опубликована первая Декларация, в которой провозглашались творческие принципы имажинизма. Её подписали назвавшиеся "передовой линией имажинистов" поэты С.Есенин, Р.Ивнев, А.Мариенгоф и В.Шершеневич. Так появился русский имажинизм, у которого с его английским предшественником общим было только название. Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии – имажизма.

Анатолий Мариенгоф            *** Пятнышко, как от раздавленной клюквы, Тише. Не хлопайте дверью. Человек... Простенькие четыре буквы:     – умер. 1918 г.

Футуризм Футуризм (от лат. futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений (в России кубофутуризм, эгофутуризм, "Мезонин поэзии", "Центрифуга") 1910-х – начала 1920-х гг. ХХ века.

Основные признаки футуризма: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка; культ техники, индустриальных городов; пафос эпатажа.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944). Футуризм претендовал на построение нового искусства – "искусства будущего", выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил "всемирно историческую задачу футуризма", которая заключалась в том, чтобы "ежедневно плевать на алтарь искусства".

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого. Вот один из пунктов программы Маринетти: "Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса... Нас интересует твёрдость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз её молекул и электронов... Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины".

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками – В.Хлебников, В.Каменский, Елена Гуро, В.Маяковский, А.Кручёных, братья Бурлюки.

В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, П.Филонов, Н.Гончарова, М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Декаденство (Франц. decadence, от позднелатинск. decadentia - упадок). Общее наименование кризисных явлений конца XIX - начала XX веков, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализом. В России отразилось в творчестве т. н. старших символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, в сочинениях Ф. Сологуба, а также в ряде произведений Л. Андреева и особенно в "неонатуралистической" прозе, получившей распространение после поражения революции 1905-07.