12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Собинина Нина162

Мультимедиа презентация "Введение в логистику

Понятие, цели и задачи логистики

1.Логистика: понятие, цели, задачи.

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (в греческом языке «logistice» - искусство вычислять, рассуждать). Специальных государственных контролеров называли логистами. Согласно свидетельству Архимеда, в IV в. до н.э. в Древней Греции было 10 логистов.

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Термин известен с IX в. н. э. (Византия), обозначая четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, т. е. работу , которая является значимым составляющим боевого успеха.

Логистический подход широко применялся во времена Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо-русский словарь и сегодня переводит слово лоджистикс как: военное: 1) тыл и снабжение; 2) материально-техническое обеспечение; 3) организация и осуществление работы тыла.

Другое направление развития логистики – экономическое. В современной экономической литературе приводится значительное количество определений логистики. Остановимся на одном из них.

Логистика - это наука о планировании, организации, управлении и контроле за логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения материальных потоков до конечных потребителей.

Из определения логистики следует, что она является системой, содержащей функциональные области. Закупочная Производственная Распределительная (сбытовая) Транспортная Информационная

Основные проблемы, которые решаются в этих областях: планирование материальных запасов; транспортировка продукции – выбор вида транспорта, составление графиков обслуживания потребителей; складирование и складская обработка – размещение складов, управление складской переработкой, упаковка и т.д. информация – обработка заказов, прогнозирование спроса; другие функциональные области логистики – кадры, обслуживающие производство.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Задачи логистики Главная задача логистики – разработка оптимального предложения. Оно должно: - обеспечить максимальную эффективности работы фирмы; - повысить её рыночную долю; - получить конкурентные преимущества

2.Совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

Эта задача решает такие проблемы: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объемов производства, транспортировки и складирования; расхождения между намеченными целями и возможностями закупки и производства.

2. Принципы логистики Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

1. Системность – организация и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса

2. Комплексность. - формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях; - координация действий непосредственных и опосредствованных участников движения ресурсов и продуктов; - централизованный контроль выполнения задач логистической структуры фирмы; - стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнёрами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности.

3. Научность - усиление расчётного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчётов всех параметров траектории движения потока; - признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса фирмы.

4. Конкретность - четкое определение результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и др. требованиями; - осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; - руководство логистикой со стороны учётно-калькуляционных подразделений фирмы, результаты работы которых измеряются полученной прибылью.

5. Конструктивность. - диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров.

6. Надёжность - обеспечение безотказности и безопасности движения, коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока; - широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации.

3. Предпосылки развития логистики.

Причины применения логистики: 1.Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя.

2. Энергетический кризис 70-х годов. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причём эффективно решить эту задачу лишь за счёт рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников логистического процесса.

3. Научно-технический прогресс и компьютеризация управления. НТП – процесс совершенствования на основе научных достижений средств труда, предметов труда и правил приложения средств труда к предметам труда, т. е. технологии.

В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами

4. Понятие, характеристика и классификация материальных потоков Основной объект управления в логистике – сквозной материальный поток

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьём, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Рассмотрим пример МП, протекающего внутри склада предприятия оптовой торговли.

Материальный поток – это грузы, детали, товарно-материальные ценности, с которыми совершаются логистические операции в определённый момент времени.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год). тонн в год, контейнеров в сутки

При осуществлении некоторых логистических операций МП может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути».

Классификация МП.

1. По отношению к логистической системе. внешний; Протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношений. внутренний; материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

входной; поступает в логистическую систему из внешней среды. Определяется суммой величин МП на операциях разгрузки.

выходной поступает из логистической системы во внешнюю среду. При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной МП будет равен выходному.

2. По составу одноассортиментные; Например, картофелехранилище. многоассортимент-ные Мясо, рыба, овощи, бакалея.

3. По количеству груза. массовый; возникает в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов.

-крупный; Несколько вагонов, автомашин. средний; Это потоки, которые поступают одиночными вагонами или автомобилями. мелкий; Образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъёмность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

4. По удельному весу груза. тяжеловесные; Обеспечивают полное использование грузоподъёмности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом) Например, металлы.

легковесные. Грузы, не позволяющие полностью использовать грузоподъёмность транспорта. Одно тонна груза легковесного потока занимает объём 2 м3 – например, табачные изделия.

5. По степени совместимости. совместимые; несовместимые.

6. По консистенции груза. насыпные (зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство – сыпучесть. Могут перевозится в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах.

навалочные (соль, уголь, руда, песок) – как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Обладают сыпучестью.

тарно-штучные Имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объём. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

наливные грузы. Перевозимые наливом в цистернах и наливных судах.  

5. Логистические операции на разных стадиях движения материального потока. Логистическая операция – совокупность действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока.

Классификация логистических операций. 1. По переходу права собственности. односторонние (без перехода); двусторонние (с переходом). 2. По изменению потребительских свойств. с добавленной стоимостью; без добавленной стоимости. 3. По природе потока. с материальным потоком; с информационным потоком. 4. По отношению к ЛС. внутренние; внешние.

6. Правила логистики. Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики».

1. Груз (нужный товар). 2. Качество (необходимого качества). 3. Количество (в необходимом количестве). 4. Время (должен быть доставлен в нужное время). 5. Место (в нужное место). 6. Затраты (с минимальными затратами).

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

7. Экономический эффект от использования логистики

Применение логистики позволяет существенно повысить эффективность торговли. За счёт: 1. Сокращения запасов в цепях товародвижения. - перераспределение запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточение запасов в оптовом звене; - применение современных технологий контроля состояния запасов; - высокой степени согласованности участников в вопросах своевременного пополнения запасов.

2. Максимального использования площадей и объёмов предприятий оптовой и розничной торговли. Логистическая оптимизация цепи товародвижения позволит существенно изменять структуру площадей магазинов в пользу увеличения доли торговых площадей за счёт: резкого сокращения общего количества запасов и перемещения их значительной части из магазина в оптовое звено; перемещения части подготовительных операций, таких, как фасовка, маркировка, проставление цены и др., на более ранние стадии товародвижения.

3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счёт контроля времени сквозных процессов размещения и выполнения заказов

4. Сокращение транспортных расходов. Его удаётся достичь за счёт высокой согласованности участников в вопросах использования транспорта.

5. Сокращение затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.

Логистическая оптимизация торговли – естественный, неизбежный путь развития отрасли. Применение логистики – это уже сегодня залог конкурентоспособности предприятия торговли. Завтра это, возможно, - его главный ресурс.

1 вариант 1 вопрос Какие функциональные области содержит современная логистика? 2 вариант 1 вопрос На что направлена логистическая функция?

1 вариант 2 вопрос Какой функциональной отрасли логистики необходимо уделять особое внимание предприятию, выпускающему консервы? 2 вариант 2 вопрос Как называется основное исходное положение любой науки, учения?

1 вариант 3 вопрос Какой принцип логистики признает за квалифицированными кадрами самый важный ресурс фирмы? 2 вариант 3 вопрос Какой принцип логистики предполагает организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса

1 вариант 4 вопрос Как называется рыночная ситуация, когда спрос превышает предложение? 2 вариант 4 вопрос Как называется рыночная ситуация, когда предложение превышает спрос?

1 вариант 5 вопрос Что может составлять материальный поток? 2 вариант 5 вопрос Что является основным объектом управления в логистике?

1 вариант 1 вопрос Что указывается в числителе дроби, обозначающей материальный поток? 2 вариант 1 вопрос Что указывается в знаменателе дроби, обозначающей материальный поток?

1 вариант 2 вопрос Как будут соотноситься материальные потоки в магазине, сокращающем уровень запасов 2 вариант 2 вопрос К какому виду материального потока относятся товары, поступающие в магазин?

1 вариант 3 вопрос Какими бывают потоки по степени совместимости? 2 вариант 3 вопрос Какие бывают потоки по удельному весу груза?

1 вариант 4 вопрос К какому потоку относят груз, занимающий отдельный вагон? 2 вариант 4 вопрос Какой вид материального потока транспортируют целыми железнодорожными соcтавами?

1 вариант 5 вопрос К какой группе грузов относят соль, уголь, руду, песок? 2 вариант 5 вопрос К какой группе грузов относят грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы

1 вариант закупочная, производственная, распределительная, транспортная, информационная Сбытовая (распределительная) Научность 4. Рынок продавца 5. Любые товаро-материальные ценности 2 вариант На достижение целей логистической системы Принцип Системность Рынок покупателя Сквозной материальный поток