12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Купрякова Любовь Александровна2393
учитель начальных классов МБОУ Ново- Удинская СОШ
Россия, Иркутская обл., село Новая Уда Усть- Удинского района

Интеллект - карты как способ повышения мотивации обучающихся

Использование интеллект-карт как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках в начальной школе МБОУ Ново- Удинская СОШ Подготовила: Купрякова Л. А., учитель начальных классов, МБОУ Ново- Удинская СОШ

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию»

Британский психолог Тони Бьюзен

Картирование мышления характерно для века космических исследований и компьютеризации так же, как линейно структурированные конспекты — для Средневековья... Тони Бьюзен

Цель: возможность систематизации полученного материала и предоставление его в наглядном виде. Задачи: развитие у обучающихся умений систематизировать информацию; развитие творческого потенциала будущего исследователя; развитие умений сотрудничать и работать в группе, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. 

Свойства интеллект- карт наглядность привлека-тельность запоминае-мость своевремен-ность творчество возможность пересмотра

Использование интеллект – карт Ведущий тип деятельности: учебная игра, элементы игры Способ введения метода: игровая форма с использованием воспринимаемого объекта

Законы построения интеллект-карт Центральный образ, символизирующий основную идею или тему рисуется объёмно и красочно в середине листа. Лист располагается горизонтально (альбомный разворот). Начинаем с центра В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

Законы построения интеллект-карт От основной идеи, проблемы идут ветви. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. К центральному образу добавляются ветви первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими основную идею, тему.

Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если задается другая последовательность, обозначается очередность чтения цифрами. Читаем по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла

Законы построения интеллект-карт К ветвям первого уровня добавляются ветви 2-го уровня со словами-ассоциациями, раскрывающими идеи ветвей 1-го уровня. Аналогично могут быть добавлены ветви третьего, четвёртого и т. д. уровней.

Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов. При необходимости ветви нумеруются

В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей.

Законы построения интеллект-карт С помощью двухсторонних пунктирных стрелок устанавливаются объективные связи между понятиями, расположенными на разных ветвях.

Законы построения интеллект-карт Оформление Рисуем! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Потом для восприятия информации с интеллект-карты достаточно будет пробежаться по рисункам и в голове тут же всплывет необходимая информация. Раскрашиваем! У каждого цвета есть свое значение. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней.

Используйте не более 5–7 ответвлений. Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро Используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный. Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ. Законы построения интеллект-карт

Моделирование уроков открытия новых знаний на основе метода интеллект-карт

Эффективный результат ‒ составление интеллект-карт при изучении новой темы. целостный образ учебного материала темы; многообразие связей, необходимых для достижения высокого уровня системности знаний; ориентация на понимание и анализ; непроизвольное запоминание; уменьшение затрат времени на освоение учебной темы.

1-й класс. Окружающий мир. «Россия – наша Родина».

Моделирование уроков контроля знаний на основе метода интеллект-карт

4-й класс. Окружающий мир. «Полезные ископаемые». Индивидуальная работа.

Организация и управление проектной или исследовательской деятельностью на основе метода интеллект-карт Маленькое семечко попало в землю и …

Мастер – класс Построение интеллект-карты «Карандаш».

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями

По возможности, добавляются рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветвях.

Формировать универсальные учебные действия; Формировать ЗУНы (предметная область); Диагностировать сформированность ЗУНов и компетентностей; Изучать предметное содержание; Организовывать учебно-познавательную деятельность; Управлять учебно-познавательной деятельностью; Изучать личности учащихся; Систематизировать и обобщать предметное содержание; Развивать творческие способности. Метод интеллект-карт позволяет:

Преимущества интеллект-карт перед другими методами: Пишем: с удовольствием, быстро, мало Видим: взаимосвязи, структуру изложения материала, логику Развиваем: мышление, память, воображение Задействуем: весь потенциал, творчество Запоминаем: сразу, много, качественно Плюсы метода интеллект-карт

Программы для создания интеллект-карт 1. FreeMind 2. SciPlore MindMapping 3. Vym View Your Mind 4.chartr 5.Labyrinth 6.kdissert 7. Psycho 8. XMind для разных платформ: Windows, Mac OS X, Debian/Ubuntu x64 9. Mind Genius 10.Concept Draw MIND MAP 11. Mind Manager X5 Pro 12. Mindjet MindManager 8.Ink 13. iMindMap 14. Nodemind 15. TheBrain 16 http://www.stimul.biz/ru/lib/soft/ http://www.connected-mind.appspot.com/ https://www.youtube.com/watch?v=6W2zOPeu6Dc https://www.youtube.com/watch?v=CdcoGDwPjFY

«Неграмотным в будущем  будет не тот человек,   который не умеет читать.   Это будет человек, который  не знает,  как научиться тому,  как следует учиться». Элвин  Тоффлер