12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скворцова Маргарита Николаевна663
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

«Саморазвитие как фактор развития личности подростков с помощью технологии Мозартикотерапия»

«Саморазвитие как фактор развития личности подростков с помощью технологии Мозартикотерапия» «Саморазвитие как фактор развития личности подростков с помощью технологии Мозартикотерапия»  

У каждого заложена самореализация и если устранить препятствия, личность начнет развиваться. У каждого заложена самореализация и если устранить препятствия, личность начнет развиваться.

Самореализоваться -значит выразить свой внутренний мир, показать его другим людям Самореализоваться -значит выразить свой внутренний мир, показать его другим людям

Мозартикотерапия ( игра, которую разработали российские педагоги и психологи) помогает устранить препятствия, активизировать способности к самокомпенсации за счет поиска и раскрытия внутренних личностных ресурсов Мозартикотерапия ( игра, которую разработали российские педагоги и психологи) помогает устранить препятствия, активизировать способности к самокомпенсации за счет поиска и раскрытия внутренних личностных ресурсов Ее главная задача не просто занять ребенка, но и направить его на творческое самовыражение, дать ему возможность для развития способностей к самореализации

В процессе творческого самовыражения постепенно на смену желанию «плыть по течению», чувству пассивности, негативным моментам мстительного характера приходит желание искать новые, позитивно-созидательные варианты самореализации

Выкладка 1 Выкладка 2 Выкладка 3 Выкладка 5 Выкладка 4 Пример: Владлен В.

Основные функции Мозартикотерапии 1. Диагностическая. Выкладка - особый документ и содержит очень много информации об авторе. Она всегда символична, содержит образную метафору 2. Терапевтическая – собственно исцеление личности с помощью искусства, возвращение личности к психологической целостности. Практически всегда обе функции выступают параллельно, отражая состояние автора картины, как бы тот ни старался его скрыть Выкладка 1 Выкладка 4

С помощью Мозартикотерапии в игровой форме ребенок выражает свой взгляд на мир: подросток старается разобраться в себе и в мире, решить свои проблемы в настоящем и выстроить свою модель будущего. С помощью Мозартикотерапии в игровой форме ребенок выражает свой взгляд на мир: подросток старается разобраться в себе и в мире, решить свои проблемы в настоящем и выстроить свою модель будущего. Выкладка №1: Изображение проблемы Выкладка №2: Попытка структурировать ресурсы

Выкладка №3: Перебор вариантов решений

Выкладка №4: Разрешение проблемы. Активное взаимодействие. Использование ресурсов.

С помощью Мозартики дети могут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом

"Гармония в цвете – "Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни" (японская поговорка).

Яркие геометрические фигуры и разнообразные цветные поля дают возможность выразить ребенку свои эмоции и чувства не вербально. Ребенок чувствует себя юным художником, творцом и приобщается к прекрасному.

Мозартика как цветотерапия способна не только поднять жизненный тонус, но и познать себя, избавиться от многих проблем, посредством гармонизации внутреннего состояния.

Цветотерапия

Существует четыре базовых цвета, отражающих фундаментальные установки людей: красный, желтый, синий и зеленый. Существует четыре базовых цвета, отражающих фундаментальные установки людей: красный, желтый, синий и зеленый.  Четыре основные стихии: огонь (красный), воздух (желтый), земля (зеленый), вода (синий).

Физиолог Иван Павлов вслед за античным ученым Гераклитом выделял четыре типа темперамента – холериков (красный), сангвиников (желтый), флегматиков (зеленый), меланхоликов (синий).

Красный Красный Возбуждение, преодоление. Данный момент, сейчас, линейное время (хронос). Увеличивает частоту пульса и дыхания, повышает давление, увеличивает скорость реакции и мускульную силу (очень). Потребность в уверенности, успехе, самовыражении. Мужское бессознательное Депрессия, апатия, слабость, недостаточность иммунитета. Любовь, кровь, сердце, гнев, энергия, насилие, Красно солнышко, Красна девица, жертвенность, Красная роза, красный плащ Воина, страсть, опасность.

Желтый Желтый Стремление преодолеть одиночество, независимость, расширение горизонтов. Вне времени (всегда). Незначительно увеличивает частоту пульса и дыхания и повышает давление. Радость, нежное возбуждение, снятие напряжения, освобождение, надежда, желание раскрыться. Женское бессознательное в нормальных условиях и мужское бессознательное в экстремальных условиях. Радость, Солнце, Ребенок.

Зеленый Зеленый Возрождение, потенциальная энергия, статика. Всегда. Незначительно снижает частоту пульса и дыхания, давление, скорость реакции и мускульную силу. Самооценка, саморегуляция, самоуважение. Мужское сознание в нормальных условиях и женское - в экстремальных. Природа, Покой, Рождение, Весна.

Синий Покой, безопасность, пассивность, сверхчувственность. Снижает частоту пульса и дыхания, давление, скорость реакции, мускульную силу. Уравновешенность, гармония внешнего и внутреннего, покой, мудрость. Подсознание. Любые состояние, требующие успокоения и расслабления. Небо, Синяя птица, ночь, медитация, интуиция.

При работе с цветовыми ассоциативными полями и цветовыми фигурками дети выполняют задания: Усталость-создай цветы Злишься-создай своего героя Болит-создавай как можно больше Скучно- заполни ресурсное поле цветовыми фигурками разной формы Грустно- создай веселого героя Страшно-выложи свой страх Тревога-расскажи о своей работе Хочешь расслабиться-создай свое настроение Важно вспомнить-создай решение проблемы Ощущаешь неудовольствие-измени свой образ

Структура занятия. Основные процедуры Структура занятия. Основные процедуры (Этапы названы условно. Их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.) 1. Настрой («разогрев»), 2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. 3. Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы). 4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации). 5. Коллективная работа или работа в парах, малых группах. 6. Заключительный этап. Рефлексивный

Характерные особенности выкладки у подростков группы риска Характерные особенности выкладки у подростков группы риска 1. Явное предпочтение формы, а не цвета. 2. “Набивка”, т.е. плохо переносится пустое пространство, оно должно быть все заполнено, из-за чего картина часто выглядит чрезвычайно усложненной, вычурной. 3. Стереотипии, т.е. постоянные повторы, вязкость (в теме, мотиве, фигуре и пр.). 4. Орнаментальность (частое и навязчивое использование многослойных образов). 5. Хаотичное смешение в выкладках разнообразных фигурок. 6. Частое выкладывание негармоничных образов. Изображения бедны, закрыты, много пустого места, выбор холодной безжизненной цветовой ауры, изображение агрессивных животных (чаще всего - химеры, монстры, символические существа), солнце холодное.

8. «Художественная штопка»-многочисленные мелкие прямоугольные детали в работе. 9. Застревание, вязкость в цвете, деталях (если появился красный цвет, то все будет красным). 10. Изображения резкие, хаотичные, рваные. 11. Пространство заполняется очень напряженно, выкладка выполнена очень плотно, в картине нет простора. 12. Любимые темы – произвольное выкладывание настроения, машины, дома, человека, животных, иногда цветов.

Упражнения Упражнение «Аватар». Его цель – создание условий для понимания своего эмоционального состояния, осознания своих сильных и слабых сторон. Ребенка просят выложить портрет, который отражал бы свойства его личности и настроение. Материалы для создания образа «Я» автор портрета выбирает сам.

Упражнение «Цветок». Цель упражнения – создать условие для самораскрытия детей. Психолог просит ребенка закрыть глаза и представить себе очень красивый цветок. Затем выложить его с помощью Мозартики. После этого специалист начинает расспрашивать ребенка о внешнем виде цветка, о его свойствах, месте произрастания. Ответы ребенка отражают его личностные черты, дают психологу информацию об актуальном уровне психоэмоционального развития.

Упражнение «Дорога жизни». Цель упражнения – коррекция жизненных установок личности. Психолог просит ребенка выложить дорогу жизни. Для этого требуется вспомнить свои достижения и неудачи, взлеты и падения. На картине эти ключевые моменты нужно обязательно обозначить. Когда выкладка закончена, психолог задает следующие вопросы: Вам нравится эта дорога? Хочется продолжить путешествие по этому маршруту? Возникает желание свернуть с этого пути? Если да, то почему? Далее автору рисунка предлагают дополнить дорогу теми элементами, которые ждут за поворотом. Так ребенок подводится к определению целей на ближайшее будущее.

Упражнение «Притча». Цель этого упражнения – мотивация к деятельности, стимулирование активности, самопрограммирование на успех. Необходимо взять текст любимой притчи или доброй сказки. В течение 3 минут нужно ее читать и выписывать в столбик те слова из текста, которые находят в душе эмоциональный положительный отклик. По истечению времени, отведенного на работу с текстом, из получившегося списка нужно выбрать 5-7 самых ярких слов и выложить соответствующую им картинку с помощью цветных фигурок, которая станет жизненным девизом на ближайшее время.

«Самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне вслушиваемся и проявляем уважение к его способности найти собственный ответ» К. Роджерс

Результат Мозартикотерапии: Результат Мозартикотерапии: позитивные личностные изменения в виде гармонизации и развития системы отношений за счёт коррекции неадеквантых когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов, а также реализации внутренних ресурсов организма и психики человека