12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Пьеса Максима Горького "На дне"

.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это – одна из двух целей создания произведения.

Глубинный смысл, который заложил в него автор – попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: Глубинный смысл, который заложил в него автор – попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия?

История создания пьесы Замысел пьесы возник в 1901 году. «Это будет страшно» - так Горький определил сущность будущего произведения. 1902 – год создания. 18 декабря 1902 года состоялась премьера в Московском Художест-венном театре.

Пьеса посвящена Константину Петровичу Пятницкому (создателю хора народной песни). Пьеса посвящена Константину Петровичу Пятницкому (создателю хора народной песни). А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».

В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались.

Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни.

. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди». . Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди».

В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.

В поисках названия пьесы. 1.«Без солнца» 2.«Ночлежка» 3.«Дно» 4.«На дне жизни»

Жанр пьесы «На дне» С одной стороны, это философская драма, т. к. она исследует противоречия народного сознания. Но с другой стороны, она и характеризует социально-бытовые стороны русской действительности. А в основе самой пьесы - спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему.

Это пьеса-диспут: между персонажами возникают горячие споры, в которых они обнаруживают своё мировоззрение. Так что в конечном итоге это социально-философская драма. Это пьеса-диспут: между персонажами возникают горячие споры, в которых они обнаруживают своё мировоззрение. Так что в конечном итоге это социально-философская драма. М. Горький определил жанр своего произведении как социально-философскую драму.

НОВАТОРСТВО ГОРЬКОГО Новаторство пьесы Горького заключается в достоверном изображении изнаночной стороны картины «Государственного устройства» того времени; обличении высших слоёв общества в их действиях, а следовательно, и выведении ранее остававшихся в тени бродяг, воров, шулеров, проституток на первый план.

Проблематика пьесы Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»?

КОНФЛИКТЫ ПЬЕСЫ Социальный конфликт: Государственная система управления и общественные порядки привели к столь обширному распространению «дна» по всей России. Философский конфликт: поднимается вопрос выбора человека: мечты и планы или принятие суровой реальности?

Основная мысль Все происходящее в пьесе носит лишь одну цель: показать столкновение философских взглядов и позиций, а также проиллюстрировать драмы отверженных людей, которым никто не протягивает руку помощи.

Что мы можем узнать о персонажах пьесы ? М.Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии, у других – имена и фамилии, у третьих – лишь фамилии. Однако большинство героев имеют лишь имена или прозвища. Такая система наименований во многом объясняется тем, что М.Горький изображает особый мир, мир людей «без пачпортов», силой различных обстоятельств оказавшихся на «обочине» жизни.

"...Был честнóй, да позапрошлой весной..." Фамилия Бубнов образована от существительного «бубен» - промотавшийся человек, напоминает выражения «гол, как бубен», «тяжбу завел – стал как бубен гол» и др.

«Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников. Для него обитатели подвала – это вор, шулер, алкоголик и не более.

Афоризмы Бубнова «...Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрется… всё сотрется, да!..» «...А кто пьян да умен – два угодья в нем…» «...Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье…» «...Все хотят порядка, да разума нехватка...» "...Это – лучше. Вовремя уйти всегда лучше..."

"...Что такое – правда? Человек – вот правда!.." Многие мысли Горького в драме высказывает именно Сатин. Ему лет 40, пьёт до потери памяти и играет в карты, где жульничает, чем зарабатывает себе на жизнь. Читал много книг, о чем постоянно напоминает не столько соседям, сколько самому себе в утешение, что ещё не все потеряно. Отсидел в тюрьме 5 лет за непреднамеренное убийство, совершенное во время драки за честь сестры.

Афоризмы Сатина "...Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал!..« "...Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!..« "...Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!.."

  "...Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!..«

«Во что веришь, то и есть». В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью. Это старик 60 лет, странник, который ничего не рассказывает о себе, умело уходя от прямых ответов на все личные вопросы.

Афоризмы Луки "...Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…« "...если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…« "...Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой…« "...Ты – живых опасайся… вот что я скажу…" (Лука о покойниках и живых людях) "...Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!..«

Афоризмы Луки "...Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!..« "...Кто ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет!..« "...Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может…может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы?.."

«Нет у меня здесь имени…Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» Сценический псевдоним Актёра в прошлом — Сверчков-Заволжский . Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом. Актер мечтает вылечиться и начать новую жизнь. Однако, с исчезновением Луки, проходят и его надежды.

Афоризмы Актера "...Образование – чепуха, главное – талант <...> А талант – это вера в себя, в свою силу…« "...Таланта нет… нет веры в себя… а без этого… никогда, ничего…"

«А…ведь зачем–нибудь я родился…а?» Барон самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков. Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода. Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством».

Афоризмы Барона "У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…« "Нечего ждать… Я – ничего не жду! Всё уже… было! Прошло… кончено!.. Дальше!"  "Мне… как‑то неловко… мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… а зачем? Не понимаю!"  "Чёрт тебя возьми… ты… умеешь рассуждать спокойно… А у меня… кажется, нет характера…«  

«Я –рабочий человек.. мне глядеть на них стыд- но… я с малых лет работаю…» Клещ - 40-летний слесарь, женат на 30- летней Анне, которая больна чахоткой. Клещ всю жизнь плохо обращается с женой, бьет и обижает ее. Когда жена оказывается при смерти, он ведет себя с ней грубо и безразлично. Когда Анна умирает, Клещ вынужден продать свои инструменты, чтобы похоронить жену.

Афоризмы Клеща Какая – правда? Где – правда? Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда!.."  "Как же?.. Надо жить… Пристанище надо… ну? Нет пристанища… ничего нет! Один человек… один, весь тут… Помощи нет…« «Ну … еще немножко … пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!»

Доброта— она превыше всех благ Костылев-54-летний хозяин ночлежки. Злой, лицемерный, жадный, подлый человек. Он грубо обращается со своей женой Василисой, а также обижает ее сестру Наташу. Костылев скупает краденые вещи, которые ворует Васька Пепел. В конце пьесы Костылев погибает в драке от рук Васьки. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают».

Василиса 26-летняя Василиса Карповна Костылева является женой 54-летнего господина Костылева, хозяина ночлежки для бедных. Она несчастлива с мужем, которого называет "клопом" и "ядом» .У Василисы есть младшая сестра, 20-летняя Наташа. Василиса Карповна - гордая женщина, которая не любит просить милостыню. По мнению Васьки Пепла, Василиса Карповна - жадная до денег и развратная женщина. Василиса жестоко обращается со своей сестрой Наташей и бьет ее. Кроме того, Василиса также позволяет мужу издеваться над бедной девушкой. «Души в тебе нет,баба... В женщине — душа должна быть».

Настя Настя - 24-летняя девушка. Судя по всему, Настя зарабатывает на жизнь"непристойной работой". Девушка состоит в любовной связи с Бароном. Она терпит от него обиды и грубость, но все равно дает ему деньги на пьянство. Настя любит читать любовные романы и придумывает себе любовные истории, которые якобы с ней произошли. Настя - впечатлительная девушка. Читая любовные романы, она плачет от жалости к героям. Настя - мечтательная девушка, фантазерка. Начитавшись романов, Настя сама себе сочиняет историю любви о молодом человеке, который не женился на ней из-за родителей. "... "...жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь…"

Васька Пепел Васька Пепел - 28-летний вор. Он несколько раз отсидел в тюрьме, судя по всему, за кражу. Васька -возлюбленный замужней Василисы, с которой он расстается в начале пьесы. Васька ухаживает за Наташей и предлагает ей начать новую, честную жизнь. В конце пьесы он попадает в тюрьму за убийство Костылева. С детства Ваську звали вором из-за того, что его отец воровал и всю жизнь сидел в тюрьмах. Васька считает, что это клеймо "вора" и подтолкнуло его к преступной деятельности Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…"

Наташа Наташа - 20-летняя сестра Василисы. Наташа терпит издевательства со стороны своей сестры и ее мужа. Наташа - добрая, милая девушка. За ней ухаживает вор Васька Пепел. После гибели Костылева девушка оказывается в больнице при смерти, а затем пропадает без вести. По словам Васьки Пепла, Наташа - строгая, хорошая, надежная девушка. 20-летняя Наташа является младшей сестрой Василисы Карповны Костылевой, хозяйки ночлежки для бедных. Бедная Наташа терпит побои и издевательства со стороны своей сестры Василисы и ее мужа. «Мало знать- ты понимай!»

На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему.

Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.

Три философии в пьесе Философия Луки Философия Сатина Философия автора

Философия Луки - ложь во имя спасения. Он пытается вселить надежду и веру в человека. Он убеждён, что ложь иногда бывает во благо, она может облегчить жизнь. Актеру он рассказывает о лечебнице для алкоголиков, Анне присмерти говорит о рае, который ждёт её после земных мучений, вору Пеплу предлагает уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Он сострадает и сочувствует окружающим, ведь с надеждой на лучшее жить легче. Не всегда правдой душу вылечишь. Ни одна блоха — не плоха. Все — черненькие, все — прыгают. Человек должен уважать себя.

Сатин, герой пьесы М. Горького «На дне», проповедует философию «свободного человека». Сатин, герой пьесы М. Горького «На дне», проповедует философию «свободного человека». По мнению Сатина, человек свободен от всего в мире ‒ от обязанностей, рамок, которые ему навязывает общество. Поэтому человек может подняться выше по социальной лестнице и упасть на дно ‒ это его выбор. Именно эту идею проповедует герой в своем знаменитом монологе о человеке. «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга!». Человек, по мнению героя, сам творит свою судьбу, и поэтому все люди в равных условиях, не нужно кого-то жалеть. «Надо уважать человека» – говорит герой. Человеку не нужна жалость, ему нужно уважение. Ложь ‒ «религия рабов и хозяев»

Философия Автора Сам Горький спорит с Лукой, так как знает, что ложь и игнорирование вех проблем жизни, выборочные приоритеты могут не воодушевить человека, а заставить смириться со своим положением, опустить руки и начать жить мечтами. А это, по мнению Горького, худший исход для всего человечества. Авторская позиция в пьесе «На дне» создаётся в результате отталкивания от ложных точек зрения (Костылёва и Бубнова) и взаимодополнения двух других точек зрения (Луки и Сатина). Автор, как дирижёр, организует многоголосый хор героев, «поющих» разными голосами одну и туже тему.

Пьеса «На дне» может помочь человеку понять, что в жизни стоит всегда к чему-то стремиться, потому что это дает силы идти дальше, не оглядываясь назад. Не останавливаться с мыслями, что ничего не получится. На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново.

Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь.

Кто прав? Чья философия побеждает? Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. А.М.Горький Вечный вопрос?.. Проблемы, поднятые в пьесы, остаются актуальными и в наше время, т.к. при прочтении хоть и невольно, но все же читатель задумывается о выборе жизненного пути. Жизненность пьесы «На дне» обуславливается ее правдивостью и реалистичностью.