12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Капитонова Алла Ивановна29
Россия, Крым респ., г. Севастополь

Использование интерактивных методов и приемов обучения при работе с разными видами текстов на уроках ОРКСЭ

Использование интерактивных методов и приемов обучения при работе с разными видами текстов на уроках ОРКСЭ выполнила Учитель начальных классов ГБОУ СПЛ Капитонова А.И. г.Севастополь

Читательские умения-базовые при формировании функциональной грамотности -умение читать и понимать текст -воспринимать тему и идею -способность выстраивать собственные суждения, высказывания -владение различными способами освоения содержания текста: составление вопросов, плана, тезисов -извлечение информации из карты, рисунка, диаграммы

Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста Поиск: Чтобы найти в тексте один или несколько фрагментов информации, необходимо посмотреть весть текст и выделить ту часть, где находится искомая тема Извлечение: Это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПРИТЧИ О ГВОЗДЯХ С притчей о гвоздях, учащихся можно познакомить при изучении тем: «Добро и зло», «Добродетель и порок», «Золотое правило этики», «Милосердие и Сострадание»

ПРИТЧА О ГВОЗДЯХ «Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется».

Прием «Прогнозирование» На предтекстовом этапе, после сообщения учащимся названия притчи, им предлагается подумать, о чем пойдет речь в данной притче. Для организации интерактивного общения, можно предложить выполнить данное задание в парах или группах, а затем озвучить свои прогнозы перед всем классом. ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП Прием «Чтение с маркировками» На текстовом этапе учащиеся читают притчу. Можно использовать самостоятельное чтение про себя, во время которого учащиеся ставят восклицательный знак рядом с теми строками, которые произвели на них наибольшее впечатление. После прочтения притчи, на этапе работы над смыслом притчи, который следует после работы над содержанием текста, учащиеся комментируют, почему выделили именно данные строки. ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП На данном этапе, помимо проверки чтения с маркировками, можно использовать и другие интерактивные приемы, которые позволят углубиться в содержание и смысл притчи. На послетекстовом этапе осуществляется контроль понимания прочитанного или увиденного. ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

Здесь можно использовать прием «Ромашка Блума», которая предполагает наличие таких видов вопросов, как: простые, уточняющие, оценочные, творческие, интерпретирующие и практические.

Простые вопросы (фактические вопросы) – отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию: Какими качествами обладал молодой человек в начале притчи? Что наказал отец сыну для того, чтобы побороть свои негативные качества? Как менялось количество забиваемых молодым человеком гвоздей? Что поручил отец сыну, после того, как ему больше не пришлось забивать гвозди? Чем закончилась притча?

Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас понял, что…». Данные вопросы формулируются самими учащимися и задаются учителю и одноклассникам. Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. -Почему люди порой говорят друг другу злые слова? -Почему отец напомнил сыну о том, что после сказанных человеку злых слов, у него остаются шрамы на сердце?

Оценочные вопросы (сравнение) – направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. - Как вы считаете, почему то, что сын перестал гневаться на людей это хорошо, а то, что он уже до этого успел наговорить людям злых слов, это плохо? Творческие вопросы (прогноз) – в таком вопросе часто есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. - Как вы считаете, что бы произошло, если бы отец не преподнес сыну уроки по борьбе со своими страстями?

Практические вопросы – направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. 1. Какие советы вы бы дали: а) сыну б) отцу в) людям, которых раньше обидел сын (здесь важно подвести учащихся к тому, чтобы люди, не смотря на то, что их обидели, нанесли им раны на сердце, постарались не отвечать тем же, так как обида, месть, ненависть, зло, разрушают человека, и ты становишься ничуть не лучше, чем твой обидчик).

Пословицы: Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. Что началось гневом, кончается стыдом. Слово пуще стрелы разит. Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. Одним словом можно убить, другим воскресить. Афоризмы: «Ничего не начинай во гневе! Глуп, кто во время бури садится на корабль» (немецкий поэт Иоганн Гауг). «За каждую минуту злости, вы теряете 60 секунд счастья» (американский поэт, философ Эмерсон Ральф Уолдо). При работе с притчей о гвоздях учитель может предложить учащимся следующие пословицы и афоризмы:

Прием «Рефлексивные вопросы» На завершающем этапе работы с притчей о гвоздях учитель предлагает учащимся ответить на рефлексивные вопросы. «О чем важном сообщает нам эта притча?» «Что вас удивило в притче?» «Чему учит эта притча?» «Что вы осознали после знакомства с данной притчей?» «Зачем мы знакомились на уроке с этой притчей?

ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СТИХОТВОРЕНИЕМ ВИКТОРА АФАНАСЬЕВА «СВЯТАЯ РУСЬ» Данное стихотворение может быть использовано при изучении тем: «Россия – наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству».

СВЯТАЯ РУСЬ Вот я за карандаш берусь И Богу я молюсь притом, Нарисовать хочу я Русь На этом вот листе большом. Святую Русь, которой след Не смыт потоком грозных бед. В чем Русь моя заключена? Да в храмах молится она. И храмов этих не один Был ею поднят из руин, И были в посрамленье зла Отлиты вновь колокола. Вот это – отрок, сверстник мой, Он, в золотистом стихаре, С благоговейною душой Прислуживает в алтаре. Он пребывает в храме том Как в небесах перед Христом. Да, он один из тех, кто здесь Евангельскую слышит весть, Что здесь стоят к плечу плечо, Молясь и каясь горячо, Тех пожилых и молодых Людей Руси – да, он из них

ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП Прием «Круги по воде» На предтекстовом этапе при работе с названием стихотворения можно использовать прием «Круги по воде». Опорным словом к этому приему может стать название стихотворения. Оно записывается в столбик, и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к данному понятию. -С- -В- -Я- -Т- -А- -Я- -Р- -У- -С- -Ь ...

ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП «ВЗАИМООПРОС» Учащиеся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма создает атмосферу интерактивного общения и способствует развитию коммуникативных навыков. ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП Прием «Древо» Учащимся раздаются изображения «древа Святой Руси». На его веточках нужно нарисовать листочки, в которые следует вписать слова, отражающие явления и события, доказывающие святость Руси согласно стихотворению. После выполнения данного задания можно создать на доске целый «Сад Святости Руси» из работ учащихся. Прием «Ладошка» Во время рефлексии учащиеся обводят на листе бумаги свою ладошку, каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, отобразив его сначала на рисунке: • большой – для меня важно и интересно в стихотворении… • указательный – я получил знания, рекомендации о том, что … • средний – главное, чему учит стихотворение - это… • безымянный – самые красивые строки в стихотворении ... • мизинец – мне бы еще хотелось узнать по теме стихотворения…

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ОТРЫВКОМ РАССКАЗА ИВАНА ШМЕЛЕВА «РОЖДЕСТВО» Данный рассказ можно использовать при изучении тем, связанных с православными праздниками и традициями.

РОЖДЕСТВО (отрывок) В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну… будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота — то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон — другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды! Форточку откроешь — резанет, ожжет морозом. А звезды! На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе — то мерзлость, через нее — то звезды больше, разными огням блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды — звон — то! Морозный, гулкий, — прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, — древний звон, степенный, с глухотцой. А то — тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца — начала… — гул и гул. Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, — мороз и не щиплет. Выйдешь — певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко — тонко. По улице — сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… — синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы — белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, — плывет, не молкнет; сонный, звон — чудо, звон — виденье, славит Бога в вышних, — Рождество. Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев — молитву, простой, особенный какой — то, детский, теплый… — и почему — то видится кроватка, звезды. Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови Свет Разума… И почему — то кажется, что давний — давний тот напев священный… был всегда. И будет.

ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП Прием «Ассоциограмма» На предтекстовом этапе, после знакомства с названием рассказа и его автором, учащимся предлагается в парах или группах составить ассоциограмму по заголовку. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы, наречия, словосочетания. После выполнения задания, пары (или группы) представляют свои ассоциации со словом «Рождество».

ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП На текстовом этапе учащиеся читают рассказ вслух. По ходу чтения учитель демонстрирует слайды, иллюстрирующие отдельные эпизоды из рассказа. Следует также обращать внимание на правильное чтение учащимися отрывка рассказа, учитывать интонацию, выразительность речи. ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП Послетекстовый этап работы над рассказом включает задания, непосредственно относящиеся к работе над его содержанием и осмыслением. Прием «Маркировка текста» Школьникам предлагается: поставить восклицательный знак (!) напротив того предложения или тех строк в тексте, которые наиболее удивили, то есть это то, о чем учащиеся, возможно, не знали; 2) поставить звездочку (*) рядом с теми строками, которые кажутся наиболее красивыми; 3) поставить знак (+) напротив тех слов автора, которые наиболее близки собственным переживаниям и наблюдениям. После того, как учащиеся индивидуально выполнят задание, они делятся своими ответами и устными комментариями к ним, с одноклассниками. Данная работа может быть организована в парах, группах или фронтально.

Прием «Выглядит как… Звучит как...» Суть данного приема заключается в том, что учащимся предлагается отобразить в таблице возникающие у них ассоциации в связи с изучаемыми понятиями или встречающимися в тексте словами. Используя прием «Выглядит, как… Звучит, как…», учащиеся смогут научиться работать с метафорами, аллегориями, научатся понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов; давать определения понятиям. При работе с данным рассказом можно остановиться на таких словах, встречающихся в тексте, как: звезды, колокольный звон, снег, воздух, березы, слово выглядит, как Звучит, как звезды Колокольный звон березы

Прием «Незаконченные предложения» Учащимся предлагается закончить предложения по содержанию и смыслу рассказа: Для лирического героя рассказа (в данном случае автора) Рождество – это ... Для меня Рождество – это ... Под образа на Рождество ставили сено, потому что... Автору кажется, что давний молитвенный напев... Этот рассказ призывает нас ... После знакомства с рассказом Ивана Шмелева «Рождество» я испытываю такие чувства, как…

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА пример работы над теоретическим материалом по теме «Храм» (модуль «Основы православной культуры» Прием «Мои ожидания» После определения темы урока, учитель предлагает учащимся в группах зафиксировать на листе бумаги свои ожидания от предстоящего знакомства с новым материалом. Затем поочередно каждый учащийся представляет свой вариант «ожиданий». Учитель может написать их на доске, чтобы по окончании реализации метода сделать обобщение этой информации.

Прием «Техника обратной связи: точка» После определения учащимися новой темы урока, учитель просит их графически обозначить степень своей осведомленности по данной теме. Для этого каждому учащемуся дается чистый лист бумаги, на котором посередине предлагается поставить точку и написать «Я»; далее нужно написать тему занятия: близко или далеко – все зависит от того, насколько каждый сам оценивает свою приближенность к этой теме, то есть осведомленность в ней. В конце урока, когда школьники уже познакомились с темой занятия и закрепили ее, на этапе рефлексии учитель вновь возвращает их к настоящему заданию и просит поставить точку с местоимением «Я» и указать тему: в данном случае будет видно, насколько каждый приблизился к пониманию темы. Храм . Я

Прием «Мудрые совы» После знакомства учащихся с новым материалом, учащимся предлагается в группах заполнить таблицу по теме урока, в основе которой лежит реализация приема «Мудрые совы». Учитель выступает в данном случае в роли координатора и помощника, он лишь направляет действия учащихся. После того, как таблица всеми заполнена, группы представляют свои ответы, и разворачивается мини-дискуссия Этап ЗАДАНИЕ ОТВЕТ Азы работы над материалом Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Главная жизненная мудрость Постарайтесь выразить главную мысль представленного материала одной фразой. Или какие фразы являются ключевыми в теме? Иллюстративное изображение Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и ваше восприятие ее в виде рисунка, схемы, коллажа, стихотворения Поучительный вывод Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для вашей будущей жизни Важные темы для обсуждения Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке