12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталия70
Россия, Ленинградская обл., п.Мга

"Человек и природа в отечественной литературе"

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Мгинская СОШ» Ряшина Наталия Николаевна Человек и природа в отечественной литературе (для итогового сочинения)

Учись у них — у дуба, у березы... (А.Фет) Людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом.

В произведении "Кавказ" описание природы - это техника, при помощи которой показывает настроение героев. Бунин характеризует своих персонажей, их настроение, посредством другого языка. Когда все спокойно на душе и радостно - яркие краски, когда главные герои сомневаются - словно, "плачет" Москва, которую покидают два близких человека, отношения которых осуждаются обществом: они любовники. Пейзаж помогает передать состояние всех героев. Рассказчик с героиней бегут из холодной Москвы: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода».

«Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы...» Кавказский пейзаж резко контрастировал с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастировало и душевное состояние героев. Здесь они были вместе, на фоне этого солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». В рассказе М. Горького «Челкаш» также присутствует пейзаж. Он дан в романтических тонах и выполняет ряд важных функций. Горький показывает, что Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену». Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.

Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы, деревенского парня, которого Челкаш взял с собой на промысел. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, - страх: «Только боязно в нем». Отличается и поведение этих героев на море. Челкаш сидит прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки...» Таким образом, пейзаж в обоих рассказах выполняет важные функции: он служит для характеристики героев, передачи их чувств и психологического состояния, для выражения авторской позиции и авторского отношения к героям.

Метель в «Капитанской дочке» — аллегория поворотного момента в жизни Гринёва: молодой человек из тихого дома родителей попадает в вихрь свободной жизни, так и погода из «белой степи да ясного неба» превращается в буран. «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»... Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь». Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.

Однако значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой. Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки, источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше. Таким образом, картина бурана в «Капитанской дочке» весьма многозначна. Это и элемент композиции, фон, на котором происходит действие, это и символ предстоящих событий, символ основной темы произведения.

"Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать." (М. М. Пришвин) Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. (Л Толстой) Человека не может не занимать  природа; он связан с ней тысячью нерасторжимых нитей. (И. С. Тургенев)