12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Гвоздянская58
Россия, Нижегородская обл.

Сущность и особенности реабилитации разных типов детско-подростковой дезадаптации.

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал ННГУ Выполнила: Гвоздянская Анастасия Арзамас, 2023 Сущность и особенности реабилитации разных типов детско-подростковой дезадаптации

– психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Дезадаптация

Нормативно правовая база социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками Федеральные законы РФ: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ Постановление Правительства РФ: «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации» от 27.11.2000 г. №896

Типы детско-подростковой дезадаптации Патогенная Психосоциальная Социальная Эти типы, в свою очередь, имеют разные степени выраженности.

-вызвана отклонениями, патологиями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. Формы Патогенная дезадаптация Устойчивая (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) Имеющая пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, неврозы, навязчивые дурные привычки и т.п.)

Психосоциальная дезадаптация – вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального подхода и, в отдельных случаях, специальных психосоциальных и психолого-педагогических программ. К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно прежде всего отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития, подростка. Формы

- нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок. Социальная дезадаптация – процесс обратимый. Социальная дезадаптация

Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития. Причины: Сложная и нестабильная ситуация в обществе; Микроклимат в семье; Атмосфера в школе; Неумение приспособиться к темпу школьной жизни; Ошибки в поведении учителей; Традиционная система оценивания ЗУН;

Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка; Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет); Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка; Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности; Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. развития школьно-значимых дефицитных функций; Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями. Профилактика школьной дезадаптации

Описательно – симптоматический (выявление степени дезадаптированности); Методы, позволяющие выявить причины дезадаптации; Основное направление работы – консультирование самого подростка, ребенка, родителей в процессе решения выявленных проблем. Этапы диагностики дезадаптации

Педагогическая (метод беседы); Психологическая (групповое и индивидуальное консультирование, различные тренинги). Общепрофилактическая: Организационная; Анализ (с использованием социологических методов); Профориентационная; Меры повышения психологической грамотности. Индивидуальная коррекция дезадаптации

Основополагающие принципы, которые должны обязательно учитываться в процессе социально-психологической реабилитации детей и подростков Принцип гуманизма – к детям следует подходить бережно, строго следовать принципу «Не навреди!» Данный принцип подчеркивает ценность ребенка как личности и направлен на поиск положительного в нем, актуализацию потенциальных возможностей, заложенных в нем; Принцип единства диагностики и реабилитации. Задачи реабилитационной работы могут быть сформулированы только на основе результатов диагностического изучения; Принцип комплексности предполагает единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий при реабилитации. Принцип индивидуальности предполагает учет индивидуальных и личностных особенностей в процессе реабилитации; Принцип поэтапности в проведении реабилитационных мероприятий; Принцип реалистичности – ориентирует на постановку реально достижимых целей реабилитации, исходя из реабилитационного потенциала ребенка.