12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Коптякова Светлана Ивановна997 Россия, Свердловская обл. |
Педагогический совет на тему: "Технологические основы формирования функциональной грамотности обучающихся"
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img0.jpg)
Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). 34.2. В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию; Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования © Материал из Справочной системы «Образование». Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/99/607175842/ZAP2ES63JP/?of=copy-80145e4c1a
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img1.jpg)
Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). 35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий; Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования © Материал из Справочной системы «Образование». Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/99/607175848/ZAP27P43DU/?of=copy-eb0095cdba
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img2.jpg)
«Технологические основы формирования функциональной грамотности обучающихся» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г. Песталоцци
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img3.jpg)
Цель педагогического совета: совершенствовать профессиональное мастерство учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения. Задачи: 1.Раскрыть и закрепить понятие «функциональная грамотность». 2. Рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся. 3. Выявить опыт работы учителей по формированию функциональной грамотности школьников.
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img4.jpg)
Приоритетная цель современного образования полноценное формирование и развитие способностей адаптация в обществе организация учебной деятельности умение учиться Учитель-организатор познавательной деятельности учащихся Ученик:
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img5.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img6.jpg)
Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img7.jpg)
Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img8.jpg)
личность функциони-ровать грамот-ность Записать личностные качества, используя каждую букву слова Записать слова синонимы Дайте определение этого слова
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img9.jpg)
Любознательность Инициативность Человечность Нестандартность Ответственность Cамостоятельность Tворчество
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img10.jpg)
синонимы к слову "функционировать". - Работать, действовать, внедрять, применять...
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img11.jpg)
Дайте определение слову "грамотность".
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img12.jpg)
Опираясь на наши результаты работы, можно формулировать понятие "функционально грамотная личность"
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img13.jpg)
"Функционально грамотная личность" – человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач.
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img14.jpg)
Банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые- педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img15.jpg)
Функциональная грамотность : «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Актуальность – исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img16.jpg)
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: грамотность в чтении – способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества; грамотность в математике – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину; грамотность в области естествознания – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img17.jpg)
Таким образом, обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для полезного участия в жизни общества способствует формированию функциональной грамотности, выступает ведущим направлением модернизации системы образования. Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача.
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img18.jpg)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Читательская грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img19.jpg)
Подготовка к ОГЭ с элементами формирования читательской и математической грамотности
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img20.jpg)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться». «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться». Э.Тоффлер Главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного . Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность.
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img21.jpg)
понимание прочитанного рефлексия использование информации читательская грамотность
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img22.jpg)
Приемы формирования читательской грамотности при подготовке к ГИА Приём «Работа с вопросником» Приём «Тонкие и толстые вопросы» Приём «Логическая цепочка» Приём «Лови ошибку». Приём «Верные-неверные утверждения». Приём «Написание творческих работ» Приём «Уголки» Приём «Мозговой штурм» Конспектирование Кластер
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img23.jpg)
Читательские умения Рефлексия информации Оценка информации Осмысление информации Нахождение информации Извлечение информации Интеграция информации Интерпретация информации Понимание информации Обработка информации
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img24.jpg)
Виды чтения Просмотровое (общее представление об информации+структура текста) Ознакомительное (беглое прочтение, как этап для изучающего) Изучающее (точное понимание текста, главной и второстепенной информации) Поисковое умение находить элементы информации для выполнения конкретной задачи)
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img25.jpg)
Задачи по формированию читательской грамотности 8 класс Задачи с сайта http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img26.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img27.jpg)
Математическая грамотность – это способность обучающегося проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира Математическая грамотность – это способность обучающегося проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img28.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img29.jpg)
Во-первых, успешное выполнение математических заданий имеет прямую зависимость от уровня читательской компетентности. Если для работы предлагается объемный текст, учащиеся не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Во-первых, успешное выполнение математических заданий имеет прямую зависимость от уровня читательской компетентности. Если для работы предлагается объемный текст, учащиеся не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Во-вторых, трудность для школьников представляют задания, в которых нужно учитывать много условий. Если информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный, дети теряются и лишь около 30% обучающихся справляются с такими заданиями. Непривычность и необычность формулировок пугает учащихся. В-третьих, учащиеся испытывают проблемы при работе с интегрированными заданиями, в которых нужно применять знаний из нескольких учебных предметов. Они показывают неплохие результаты в заданиях, где нужно проявить знания и предметные умения, и не справляются с заданиями, в которых эти знания нужно применить.
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img30.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img31.jpg)
Математическая грамотность
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img32.jpg)
Без читательской грамотности невозможно формировать математическую грамотность Учащемуся необходимо уметь:
![](/data/ppt_to_html/u318343/p273073/img33.jpg)
Задачи по формированию математической грамотности 8 класс Задачи с сайта http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost