12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гуськова Светлана Анатольевна459
Россия, Ленинградская обл., Гатчина

Презентация "Основы генетики"

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ Почему мы похожи на своих родителей? Гатчина 2018 Гуськова С.А.,учитель биологии МБОУ Гатчинская СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов»

Генетика - это наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими; это наука, изучающая наследственность и изменчивость признаков Термин «генетика» (от греч. genesis, geneticos – происхождение; от лат. genus – род) предложил в 1906 У. Бэтсон (Англия)

Методы генетики Гибридологический метод — система скрещиваний, позволяющая проследить закономерности наследования признаков в ряду поколений Генеалогический — составление и анализ родословных Цитогенетический — изучение хромосом Близнецовый — изучение близнецов Популяционно-статистический метод — изучение генетической структуры популяций.

Генетика –наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов Грегор Мендель (1822-1884)– основоположник генетики. Установил основные законы наследования признаков и опубликовал их в 1865г.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – СВОЙСТВО ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ПЕРЕДАВАТЬ СВОИ СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ИЗ ПОКОЛЕНИЕ В ПОКОЛЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТЬ – СВОЙСТВО ЖИВОГО ОРГАНИЗМА ПРИОБРЕТАТЬ В ХОДЕ ОНТОГЕНЕЗА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

При бесполом размножении потомство получает наследственную информацию от одной родительской особи, следовательно, наследует только её признаки

При половом размножении потомство получает наследственную информацию от двух родителей, следовательно, наследует признаки обоих родителей

Схема реализации наследственной программы организма Ген белок признак ГЕН - единица наследственной информации Ген – это участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка и отвечающий за развитие определённого признака

Хромосомы - нуклеопротеидные (ДНК+ белок) структуры в ядре эукариотической клетки, в которых сосредоточена большая часть наследственной информации и которые предназначены для ее хранения, реализации и передачи ХРОМОСОМЫ

Строение хромосом

Локус – месторасположение гена на участке ДНК

Гены, регулирующие развитие одного признака, расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ

Совокупность всех генов организма, полученных от обоих родителей – генотип Совокупность всех признаков, проявляющихся у организма в процессе его индивидуального развития - фенотип ГЕНОТИП, ФЕНОТИП

КАРИОТИП Кариотип — совокупность признаков полного набора хромосом, присущая клеткам данного биологического вида (видовой кариотип), данного организма (индивидуальный кариотип) или линии (клона) клеток. Кариотипом иногда также называют и наглядное представление полного хромосомного набора (кариограммы).

Генофонд – совокупность генов группы особей

Организм, несущий в гомологичных хромосомах одинаковые гены, регулирующие развитие одного признака – гомозигота (АА, аа)

Организм, несущий в гомологичных хромосомах разные гены, регулирующие развитие одного признака – гетерозигота (Аа)

Доминантный признак - признак, проявляющийся у потомков первого поколения и подавляющий развитие другого признака (А, В, С, D…) Рецессивный признак - признак, проявляющийся у потомков через одно поколение и подавляющийся доминантным признаком. (а, b, с, d…)

Альтернативные признаки взаимоисключающие, контрастные признаки

Гибриды - особи, полученные при скрещивании родительских форм с разными генотипами

Генетическая символика F — потомство, число внизу или сразу после буквы указывает на порядковый номер поколения F1 — гибриды первого поколения — прямые потомки родителей, F2 — гибриды второго поколения — возникают в результате скрещивания между собой гибридов F1 Предложена Г. Менделем, используется для записи результатов скрещиваний Р — родители × — значок скрещивания; A — доминантный ген, а — рецессивный ген; АА — гомозигота по доминанте, аа — гомозигота по рецессиву, Аа — гетерозигота. - женская особь — мужская особь;

ЗАДАНИЕ №1 Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. ПРИМЕР ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ A) почкование дрожжей 1) бесполое Б) образование спор у папоротника 2) половое В) выращивание традесканции из черенков Г) образование деток у лука Д) образование плодов и семян у вишни Е) появление отпрысков у сливы Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е

  Ответ: 111121 В бесполом размножении участвует только одна особь, способная к образованию спор или отделению жизнеспособных участков вегетативного тела, из которых в благоприятных условиях формируются полноценные дочерние особи. Половое размножение — процесс у большинства эукариот, связанный с развитием новых организмов из половых клеток. Размножение спорами папоротника — один из видов бесполого размножения: споры созревают в спорангиях (которые обычно находятся на листьях) на бесполом (диплоидном) поколении папоротника — спорофите — и прорастают в заросток — гаметофит — половое (гаплоидное) поколение папоротника. На гаметофите в гаметангиях (половых органах) созревают мужские и женские гаметы, и в результате оплодотворения образуется зигота, прорастающая в спорофит — это половое размножение папоротника. Таким образом, в жизненном цикле папоротника чередуются два поколения — бесполое (спорофит) и половое (гаметофит), для которых характерны соответственно бесполое и половое размножение.

ЗАДАНИЕ №2 Британские учёные в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рождённых в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рождении и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младенцев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев.   Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:

Таблица 1 Вес детей при рождении и детская смертность 1. Какой вес имело большинство детей при рождении? 2. Дети какого веса имели наименьшую раннюю смертность? 3. Как Вы считаете, существует ли давление естественного отбора на вес детей при рождении? Ответ поясните.