12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вероника19

Методический конструктор «Сформированность уровня читательской грамотности школьников как одного из компонентов функциональной грамотности»

Методический конструктор «Сформированность уровня читательской грамотности школьников как одного из компонентов функциональной грамотности» Методический конструктор «Сформированность уровня читательской грамотности школьников как одного из компонентов функциональной грамотности» Подготовила: Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12» г.Ноябрьска

Две веточки и буква Т Две веточки и буква Т Притча Мастер утверждал, что большинство людей живет не в мире Реальности, а в мире, созданном их умом. Когда один ученый пришел поспорить на эту тему, Мастер выложил на полу две палочки в форме буквы «Т» и спросил: — Что ты здесь видишь? — Букву «Т», — ответил ученый. — Я так и думал, — произнес Мастер. В природе нет никакой буквы «Т»; есть только символ в твоей голове. Здесь лежат всего лишь две сломанные веточки. Что же наши дети видят в тех текстах, которые им предоставлены для работы?

Функциональная грамотность

Эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют: «Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». Эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют: «Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». В условиях модернизации образования, перехода на новые ФГОС изменяются требования к учителю. Одна из основных задач учителя- начальных классов и учителя-словесника – формирование у учащихся социально-необходимого уровня читательской компетентности. Как этого достичь? Очень хочется, чтобы подобный вопрос не стал риторическим.

Международные исследования грамотности чтения Международные исследования грамотности чтения PIRLS Progress in International Reading Literacy Study (начальная школа) и PISA Programme for International (основная школа) <номер>

<номер>

Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству усвоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству усвоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. 35 % населения никогда не читают, 43 % - от случая к случаю, лишь 22 % читают каждый день. Читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3 % россиян.

С момента введения и реализации ФГОС в речь были введены такие понятия, как «читательская грамотность» и «читательская самостоятельность». С момента введения и реализации ФГОС в речь были введены такие понятия, как «читательская грамотность» и «читательская самостоятельность». «Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное», а под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. То есть одно плавно вытекает из другого. Данные понятия впервые появились в России в начале 2000 гг. 

В 2000-х годах отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) (основная школа) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) (начальная школа). В 2000-х годах отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) (основная школа) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) (начальная школа). В настоящее время под понятием «читательская грамотность» подразумевается более прикладное умение работать с текстами. Это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

У развитого читателя сформированы 2 большие группы навыков: У развитого читателя сформированы 2 большие группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.

Читательская грамотность состоит из системы Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей. Следует обратить внимание: развитие читательской грамотности формируется на всех уроках, которые посещает ребёнок. Работа с текстом должна вестись одновременно на всех уроках.

Существуют 3 уровня читательской самостоятельности: Существуют 3 уровня читательской самостоятельности: Низкий Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию. Средний  Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения. Высокий Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов 24.10.2016 года (с 21.01.2020 года – министр просвещения РФ) на совещании в Карелии представил формирующуюся в России единую систему оценки качества образования (ЕСОКО). Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов 24.10.2016 года (с 21.01.2020 года – министр просвещения РФ) на совещании в Карелии представил формирующуюся в России единую систему оценки качества образования (ЕСОКО). ЕСОКО состоит из нескольких подсистем. Первая из них касается участия России в международных исследованиях. Программа PIRLS позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4-х классов. В ней Россия показывает хорошие результаты, что говорит о высоком качестве образования в начальной школе.

Вместе с тем, стала проводиться проверка читательской грамотности 15-летних школьников в рамках Международного исследования PISA. Она выявила, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: Вместе с тем, стала проводиться проверка читательской грамотности 15-летних школьников в рамках Международного исследования PISA. Она выявила, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: - умение найти и извлечь информацию из текста, - умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста, - умение осмыслить и оценить сообщения текста.

Создатели теста PISA включили в исследование читательской грамотности самые разнообразные читательские ситуации. Создатели теста PISA включили в исследование читательской грамотности самые разнообразные читательские ситуации. Они распределили тексты по типам читательских ситуаций: - личные (30%) «Театр – и только театр» общественные (30%) «Безопасность мобильных телефонов» учебные (25) «Бегуны» деловые (15%) «Телекомьютинг»

ГРА'МОТНОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Уменье читать и писать. Распространение грамотности в стране. 2. Отвлеч. сущ. к грамотный во 2 и 3 знач. Письма его показывают, что полной грамотностью он еще не владеет. Г. рисунка. Политическая г. ГРА'МОТНОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Уменье читать и писать. Распространение грамотности в стране. 2. Отвлеч. сущ. к грамотный во 2 и 3 знач. Письма его показывают, что полной грамотностью он еще не владеет. Г. рисунка. Политическая г.  Источник (печатная версия):  «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Гра́мотность (от лат. grammatica — «учение о словесности», др.-греч. γραμματική — «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Гра́мотность (от лат. grammatica — «учение о словесности», др.-греч. γραμματική — «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».   Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Читательская грамотность – способность человека работать с текстом. Читательская грамотность – способность человека работать с текстом. Всё, окружающее нас, в той или иной степени, представляет собой текст. ДНК – это текст. Геном – это тоже текст. Совокупность связанных по смыслу и грамматически предложений – текст. Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных , учебно – практических задач и в повседневной жизни.

Что же значит «уметь читать»? Что же значит «уметь читать»? В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения: Найти и извлечь (сообщение или информацию). Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать. Осмыслить и оценить (сообщение). Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

«Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных , учебно – практических задач и в повседневной жизни» «Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных , учебно – практических задач и в повседневной жизни» В исследованиях PIRLS - «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и/ или ценных для индивида…» В исследованиях PISA - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» <номер>

Анализ читательской грамотности Анализ читательской грамотности обучающихся 5 классов (2020г.) По результатам выполнения диагностической работы по читательской грамотности оценивается сформированность части познавательных и коммуникативных умений: -смыслового чтения и логических действий, направленных на анализ, обобщения, установления аналогии, классификации, установления причинно-следственных связей, рассуждения, умозаключения и формулирования выводов. Другие коммуникативные и регулятивные умения оцениваются в ходе выполнения обучающимися группового проекта. <номер>

В работе по оцениванию читательской грамотности проверялась сформированность трёх групп умений: В работе по оцениванию читательской грамотности проверялась сформированность трёх групп умений: 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста 3. Использование информации из текста для различных целей. Ниже представлено описание этих групп <номер>

Группа 1 умений включает в себя поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи). Группа 1 умений включает в себя поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи). Группа 2 умений включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений. Группа 3 умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга учебно-познавательных и учебно-практических задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта ученика. <номер>

Наибольшие затруднения возникли при выполнении заданий базового уровня: Наибольшие затруднения возникли при выполнении заданий базового уровня: - общее понимание текста, ориентация в тексте с кратким ответом; - глубокое и детальное понимание содержания и формы текста с развёрнутым ответом. Наибольшие затруднения возникли при выполнении заданий повышенного уровня: использование информации из текста для различных целей с выбором ответа; использование информации из текста для различных целей с развёрнутым ответом; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста с развёрнутым ответом. <номер>

<номер> Выполнение диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 5 класса в процентном отношении Выполнение работы % 5А 5Б 5В 5Г 5Д 85% 1 (Бакиева С.) Карантин 1 (Харченко И. ) - - 70% - 80% 6 (Бойко К. – 80%; Белостоцкий В. – 75%; Калинин Р., Нифталиев И., Осипов П., Ковалев В. – 70%)   6 (Симонов Е., Константинов Г. – 80%; Мамедова Г. – 75%; Рахимзянов Р., Зятьков И., Тандалова А. – 70%) 1 (Ветрова С. - 75%) 1 (Шафикова К. – 70%) 50% - 65% 10   7 7 8 85 – 50% 74%   70% 31% 35%

<номер> Выполнение диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 5 класса в процентном отношении 30% - 45% 6   3 8 9 Менее 30% -   3 – 15% (Прохоров Р., Денисова А. – 20%; Махмудов М. – 10%) 9 – 35% (Куликова П., Сафиуллина Р. – 25%; Ахметзянов Р., Юлчиева М., Загафуранов И. – 20%; Домбровский Я., Иванова В., Насиров С., Нурматова Ш. – 15%) 8 - 31% (Губин Д., Кондрашов Т., Чайка А. – 25%; Михайлов М. – 20%; Иванова П. - 10%; Беловол А., Максимов И., Борисов М. – 5%) 0% -   - 1 (Шестаков Д.) - Присутство вали: 23   20 26 26 Всего в классе 27   28 28 28

<номер> Выводы: При выполнении заданий базового уровня учащиеся: в целом понимают текст и ориентируются в нём (5авгд); могут находить несколько единиц информации (5авгд); используют информацию для решения практической задачи (5авд); выполняют несложные вычисления (5вд); формулируют несложные выводы (5ад); объясняют значение выражения на основе контекста (5а). 2. При выполнении заданий повышенного уровня: объясняют значение выражения на основе контекста (5а); используют текстовую и графическую информацию для решения учебно-познавательной задачи (5вг); формулируют выводы на основе текста (5а)

<номер> Выводы: При выполнении заданий базового уровня учащиеся затрудняются: находить в тексте явную информацию, данную в невербальной форме (5авгд); объяснять значение выражения на основе контекста(5вгд); использовать информацию для решения практической задачи (5г); выполнять несложные вычисления (5аг); формулировать несложные выводы (5вг); объяснять значение выражения на основе контекста (5вгд). 2. При выполнении заданий повышенного уровня учащиеся затрудняются: объяснять значение выражения на основе контекста (5вгд); использовать текстовую и графическую информацию для решения учебно-познавательной задачи (5ад); формулировать выводы на основе текста (5вгд); интерпретировать обозначения на схеме (5авгд)

Региональная оценка по модели PISA, основанная на проекте ОЭСР «PISA for schools» («PISA для школ»), проходила в МБОУ «СОШ №12» в октябре - ноябре 2019 года. Оценивались и анализировались способности 15-летних учащихся критически мыслить и творчески применять свои знания в новых контекстах. Региональная оценка по модели PISA, основанная на проекте ОЭСР «PISA for schools» («PISA для школ»), проходила в МБОУ «СОШ №12» в октябре - ноябре 2019 года. Оценивались и анализировались способности 15-летних учащихся критически мыслить и творчески применять свои знания в новых контекстах. Инструментарий исследования «PISA для школ» состоит из 141 задания: 47 вопросов по читательской грамотности, 40 - по математической грамотности, 54 – по естественнонаучной грамотности (120 минут). <номер>

Результаты читательской грамотности (2019г.) Результаты читательской грамотности (2019г.) 42-43 место Читательская грамотность Поиск информации Понимание Оценивание и осмысление МБОУ «СОШ №12» 509 517 505 508 Город Ноябрьск 509 511 509 507 Ямало-Ненецкий АО 494 496 492 494 Россия 488 479 480 479

Из аналитической характеристики результатов региональной оценки качества подготовки обучающихся МБОУ «СОШ №12» по модели PISA Из аналитической характеристики результатов региональной оценки качества подготовки обучающихся МБОУ «СОШ №12» по модели PISA Низкие образовательные результаты часто являются следствием негативного влияния определенных факторов или их сочетания. К типичным факторам, связанным с результатами, относятся учебная мотивация и дисциплина учащихся, атмосфера в школе. Низкие показатели этих параметров ожидаемо приводят к низким учебным результатам. Умение учителя поддерживать здоровую дисциплину, развивать уверенность учащихся в своих силах и мотивировать на дальнейшее обучение является частью его профессиональных компетенций, которые необходимо регулярно совершенствовать. Материальные ресурсы образовательной организации оказывают значимое влияние на результаты, однако для получения высокого результата необходимо, чтобы учителя знали, как эффективнее всего ими пользоваться, и стремились использовать их в работе.

К базовым шагам по повышению качества образования в городе можно отнести работу с ОО с высокими рисками ученической неуспешности. К таким шагам можно отнести следующие: К базовым шагам по повышению качества образования в городе можно отнести работу с ОО с высокими рисками ученической неуспешности. К таким шагам можно отнести следующие: 1. Развитие действенных профориентационных практик; повышение профессионального мастерства педагогов в области формирующего оценивания. 2. Повышение профессионального мастерства учителей в предметной области, в том числе, в части формирования у учащихся умений применять полученные знания на практике. Перспективным направлением может быть использование технологии формирования и оценки функциональной грамотности, внедрение которой в образовательный процесс будет способствовать повышению познавательной активности обучающихся, формированию критического и креативного мышления, развитию коммуникативных умений и компетенций решения проблем. 3. Включение в урочную и внеурочную деятельность заданий, на формирование умений выявлять и анализировать противоречия в тексте, оценивать качество и надежность информации; введение новых форматов заданий с гиперссылками, требующих, помимо навыков чтения, серьезных навыков работы с компьютером. Все это требует обеспечения поддержки внедрения мер через муниципальную и региональную методическую службу: организация участия педагогов в муниципальных и региональных мероприятиях, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в общеобразовательных организациях с низкими образовательными результатами.

Лист бумаги и чёрная точка Притча Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги. — Что вы здесь видите? – спросил Учитель. — Точку, – ответил один. Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку. — Приглядитесь внимательнее, — сказал Учитель. — Здесь черная точка, – сказал другой ученик. — Нет! – возразил третий ученик, — здесь маленькая черная точка. Так ведь? Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия, и посмотрели на Учителя в ожидании, что же он скажет: — Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа… И добавил, после долгой паузы: — Значит, мне есть еще чему вас учить.

Вся наша жизнь и все наши действия состоят из того, что мы пытаемся найти чёрную кошку в темной комнате по разным причинам. НО Не важно, какого цвета кошка. Главное, чтобы она ловила мышей. Именно так гласит великая китайская мудрость…