12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра677
Россия, Сарапул

Система оценивания с учетом требований ФГОС на уроках изобразительного искусства. Формирующее оценивание.

Система оценивания с учетом требований ФГОС на уроках изобразительного искусства

Педагогическая оценка должна побуждать ребенка быть лучше, она должна помочь видеть его лучшие качества. (В. А. Сухомлинский)

Ключевые вопросы оценочной системы ЧТО ОЦЕНИВАТЬ? (Т.Е.ЧТО ИМЕННО ПОДЛЕЖИТ ОЦЕНИВАНИЮ, А ЧТО ОЦЕНИВАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ) КАК ОЦЕНИВАТЬ? (Т.Е. КАКИМИ СРЕДСТВАМИ ДОЛЖНО ФИКСИРОВАТЬСЯ ТО, ЧТО ОЦЕНИВАЕТСЯ) КАКИМ ОБРАЗОМ ОЦЕНИВАТЬ? (Т.Е. КАКОВА ДОЛЖНА БЫТЬ САМА ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ, ЭТАПЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ) ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ? (Т.Е. КАКОВЫ НЕОБХОДИМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ)

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Отметочная система (5-ти бальная) – дидактические критерии оценки знаний умений и навыков.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рейтинговая система - развивает познавательную активность ученика, повышает ориентацию на успех.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рейтинговая система - развивает познавательную активность ученика, повышает ориентацию на успех.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Безотметочная система (зачёт) – фиксация индивидуального продвижения учащихся, развитие самостоятельности По словам Ш. А. Амонашвили, впервые заговорившем о безотметочном обучении: эта система оценивания на уроках изобразительного искусства позволит сформировать оценочные умения у школьников в виде оценочных суждений, что, в свою очередь; - приведет к развитию самостоятельности и инициативы; - приведет к уменьшению психологического дискомфорта, снизит уровень тревожности; - приведет к индивидуализации обучения по данному предмету; - повысит школьную мотивацию особенно тех детей, которые имеют проблемы в обучении; - оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка. Возможные негативные последствия 1. С отменой традиционной пятибалльной системы оценивания некоторые учащиеся могут занять позицию безразличия. 2. Снизится интерес к предметам. 3. Отсутствие специального перехода от способов оценивания в начальной школе к нормативному оцениванию в основной школе может привести к тому, что дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Критериальная система (бальная) – помогает образным языком искусства анализировать и применять художественные материалы. Критерии Баллы 1.Интересный решение натюрморта из представленных предметов 5 2.Натюрморт носит свой характер, создает определенное настроение 2 3.Правильно выбран формат для данного натюрморта 2 4.При построении точно передается характер предметов и их пропорции 5 5.При построении соблюдаются правила линейной перспективы 3 6.Все предметы прорисованы подробно 3 7.Предметы и драпировка переднего плана четко прорисованы 3 8.Верно передано цветовое решение 4 9.Правильно передан объём предметов 3

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования: оценивание достигаемых образовательных результатов; оценивание процесса их формирования; оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах являются следующие: 1. Оценивание должно быть постоянным процессом. 2. Оценивание может быть только критериальным. 3. Оценивание с помощью отметки только по результатам деятельности ученика. 4. Критерии оценивания и выставления отметки известны педагогом и учащимся. 5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно– оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment)

Принципы системы оценивания: Объективность –оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях; Открытость - ученики изначально знают что будет оцениваться и по каким критериям; Простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении.

Правила критериального оценивания • Критерии должны быть основаны на целях обучения и на уроке постоянно должны быть в поле внимания учителя. • Критерии должны быть понятны ученикам. • При формирующем оценивании критериев не должно быть много (3-4). • Критерии должны быть озвучены до началапроверочных работ. • Критерии могут быть разработаны совместно с учениками.

алгоритму создания системы формирующего оценивания: выявить планируемые результаты; организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов; сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Этапы технологии формирующего оценивания Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам. Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся. Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся. Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке. Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями. Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику). Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений. Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели. Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Техники формирующего оценивания. Критериальное самооценивание Карты понятий Составление тестов Критериальное взаимооценивание

Какими способами можно вводить систему формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке?

1) Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости. 1) Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости. 2) Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, "плюсы" на полях в тетради). 3) Разработать систему ученического "портфолио", где собираются лучшие работы ученика. 4) Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы 5) Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий 6) Заполнение листа индивидуальных достижений 7) Заполнение диагностических карт 8) Заполнение оценочных листов 9) Составление недельных отчетов.