12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Любимов Петр Владимирович104
Муниципальное образовательное учреждение "Осельковская основная общеобразовательная школа"
Россия, Ленинградская обл., Осельки

Школа, работающая в сложных социальных условиях

Школа, работающая в сложных социальных условиях Презентацию подготовил Социальный педагог Любимов П.В. МОУ «Осельковская ООШ» 2022 г.

План Заголовки в СМИ по запросу «цыгане табор Верхние Осельки» Происхождение цыган Происхождение названия «цыгане» Национальные символы Цыганские занятия Национальное самосознание цыган Цыгане и русская культура Цыгане в Верхних Осельках Нехорошая традиция Мировой опыт интеграции Качества, какими должен обладать учитель, работая в сложных социальных условиях

Заголовки в СМИ по запросу «цыгане табор Верхние Осельки»: Массовый конфликт в посёлке под Петербургом попал на видео: «Форд» лупили дрыном https://www.fontanka.ru/2021/03/21/69823454/ Война под Питером — барон Гога Дынович Михай отдал приказ своим соратникам взяться за оружие. Цыган из поселка Верхние Осельки ОМОН вывозил автобусами, в домах изымали оружие и наркотики https://vk.com/wall-129595748_7969 155 цыган из деревни Верхние Осельки доставлены в полицию https://ivbg.ru/8204928-155-cygan-iz-derevni-verxnie-oselki-dostavleny-v-policiyu.html "Не бей меня", - кричал цыган. "Полпосёлка обокрали", - отвечали в Заводском (видео) https://47news.ru/articles/190419/ Табор не уходит — стычка цыган и домовладельцев в Ленобласти: воровство, угрозы, оружие, полиция https://www.youtube.com/watch?v=ito7IMd1ASo В ВЕРХНИХ ОСЕЛЬКАХ ЗАДЕРЖАЛИ 150 ЦЫГАН ПОСЛЕ МАССОВОГО РЕЙДА https://forpost-sz.ru/a/2021-03-24/v-verkhnikh-oselkakh-zaderzhali-150-cygan-posle-massovogo-rejda Полиция посетила крупнейший цыганский табор в Ленинградской области https://www.interfax-russia.ru/northwest/news/policiya-posetila-krupneyshiy-cyganskiy-tabor-v-leningradskoy-oblasti ПРИСТАЮТ К ДЕВОЧКАМ И УГРОЖАЮТ ПОДБРОСИТЬ НАРКОТИКИ: КАК ЖИТЕЛЕЙ ЛЕНОБЛАСТИ ЗАПУГИВАЮТ ЦЫГАНЕ https://spb.tsargrad.tv/news/pristajut-k-devochkam-i-ugrozhajut-podbrosit-narkotiki-kak-zhitelej-lenoblasti-zapugivajut-cygane_336461 В ТАБОРЕ ЦЫГАН-ДЕБОШИРОВ В ЛЕНОБЛАСТИ НАШЛИ ПЛАНТАЦИЮ КОНОПЛИ И МАШИНЫ С ПЕРЕБИТЫМИ НОМЕРАМИ https://spb.tsargrad.tv/news/v-tabore-cygan-deboshirov-v-lenoblasti-nashli-plantaciju-konopli-i-mashiny-s-perebitymi-nomerami_336228 ПОЛИЦИЯ «РАЗВОРОШИЛА» ЦЫГАНСКИЙ ТАБОР В ЛЕНОБЛАСТИ ПОСЛЕ МАССОВОЙ СТЫЧКИ С МЕСТНЫМИ https://spb.tsargrad.tv/news/policija-razvoroshila-cyganskij-tabor-v-lenoblasti-posle-massovoj-stychki-s-mestnymi_335930 «ГНАТЬ НАДО ИХ ИЗ ГОРОДА»: ЖИТЕЛИ ЛЕНОБЛАСТИ ПРОСЯТ ИЗБАВИТЬ ИХ ОТ ТАБОРА ЦЫГАН https://spb.tsargrad.tv/news/gnat-nado-ih-iz-goroda-zhiteli-lenoblasti-prosjat-izbavit-ih-ot-tabora-cygan_335959 И т.д.

На сегодняшний день в МОУ «Осельковская ООШ» числится 308 обучающихся На сегодняшний день в МОУ «Осельковская ООШ» числится 308 обучающихся Из них: 149 – это дети цыганской национальности (то есть 48% от общего числа обучающихся) Число детей цыганской национальности, которые учатся в МОУ «Осельковская ООШ», растёт с каждым годом….

Происхождение цыган Цыга́не — одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе, слой этнического населения общего индийского происхождения. Распространенное самоназвание — ром, рома, хотя используются и другие этнонимы: синти, мануш («люди»), кале («чёрные»). В качестве обобщающего названия на политическом уровне для всех европейских цыган используется обозначение рома (англ. Roms, Romanies). Историки, в целом, сходятся во мнении, что цыгане начали свой долгий путь в Европу с северо-запада Индии где-то между III и VII веками нашей эры. Причины этой массовой миграции, возможно, были те же, что заставляют людей искать лучшей доли в других странах сегодня.

Происхождение цыган За гипотезой об индийских корнях цыган стоят неоспоримые лингвистические доказательства. Цыганский язык и санскрит оказались родственными. Выделяют две версии индийского происхождения: Цыгане – потомки индийской касты «дом», занятия которой напоминают традиционные цыганские промыслы: кузнечное дело, пение, танцы. Цыгане – потомки индийских народностей, находящихся в современной Индии на низших ступенях кастовой иерархии.

Верхнее фото – индийские девушки, три других – фотографии детей-цыган в МОУ «Осельковская ООШ», 1 сентября 2021 г.

Фотографии, сделанные в МОУ «Осельковская ООШ» 1 сентября 2021 г.

Происхождение цыган Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии группой около 1000 человек. Время миграции предков цыган из Индии точно не установлено, так же, как и количество миграционных волн. По самой популярной версии, основанной на анализе заимствованных слов в языках цыган, предки современных цыган провели около 400 лет в Персии, прежде чем ветвь ромов продвинулась западнее, на территорию Византии. Они и явились предками европейских цыган: ромов, кале, синти… Первое прибытие цыган за пределами Берна в XV веке, описанное летописцем как getoufte heiden («крещёные язычники»). Цыгане изображены с тёмной кожей, в одежде в стиле сарацин и оружием

Исторические миграции цыган по письменным источникам

Цыгане – потомки индийской касты «дом»? При дворах многочисленных индийских князей была особая социальная прослойка. Эти люди не только развлекали магараджу музыкой и танцами, но и удовлетворяли хозяйственные нужды дворца, занимаясь разного рода ремёслами. Этот обслуживающий персонал просто не мог принадлежать к низшим кастам. Если предположить, что именно придворные ремесленники и музыканты являлись предками цыган, то становится объяснимо многое в их последующей истории, в том числе неистребимая тяга к золоту и украшениям, включая кочевой уклад. Вельможи воевали между собой, побеждённые княжества прекращали своё существование, некоторые магараджи разорялись без войн. Это вынуждало кормившихся при дворце людей искать себе нового покровителя: начинались переезды и т.д.

Происхождение названия «цыгане» Происхождение названия «цыгане» как экзонима (то есть со стороны окружающего населения) условно возводится к XI веку, к «Житию святого Георгия Афонского» (датировано 1100 годом, описывает события 1054 года). Условно, так как ряд историков высказывает сомнения в том, что под упомянутыми в документе атцинганами (от греческого «αθίγγανος», «ατσίγγανος» — «неприкасаемый») подразумеваются предки современных цыган, а не одна из еретических сект того времени. В любом случае, в дальнейшем это название закрепилось как одно из распространённых обозначений европейских цыган.

Национальные символы 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре. В честь Первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Международным днём цыган.

Цыганский флаг Традиционные занятия цыган: 1.Ремёсла. 2.Торговля. 3.Пение, танцы и инструментальная музыка. 4.Выступления с дрессированными животными. 5. Гадание. 6.Попрошайничество.

Цыганские занятия Картины Николая Бессонова (1962—2017)

Цыганские занятия Корытник со своими изделиями. Венгрия, 1940 год Турецкая цыганка за работой. Греческая цыганка несёт на продажу корзины.

Цыганские занятия Кирпичники за работой. Венгрия. 1949 год. Венгрия. Верёвки изготавливали и кочевые, и оседлые цыганки. Село Бричаны в Молдавии. Цыгане-кузнецы не только делают серпы на продажу, но и сами изготавливают меха для своей работы.

Национальное самосознание цыган Национальное самосознание цыган основано на главном законе, отлившимся в чеканную формулу: ром - гажё (цыган - не цыган) «Если хочешь оставаться цыганом - занимайся тем, чем занимался твой отец, дед и прадед» «Этим не надо заниматься, это делают гаже. А вот это - цыганское дело.» Чёткая граница между этими двумя понятиями - ром - гажё - краеугольный камень цыганской психологии. Существуя в чуждой культуре, цыгане постоянно помнят об этой границе и по мере сил стараются её сохранить, тем более, что часто и поведение окружающих способствует консервации этнокультурных особенностей цыган. Смена религии, утрата языка, переход с кочевого образа жизни на оседлость - это очень серьёзные факторы ассимиляции, но даже все они в комплексе не ведут к утрате национального самосознания. Пока цыган помнит о незримой границе между собой и всем остальным миром, он остаётся цыганом.

Национальное самосознание цыган Следующей составляющей цыганского мироощущения является главенствующая роль семейных ценностей. Конечно, семья важна и представителям окружающих народов, но в их шкале ценностей важнейшие места могут занимать такие понятия, как религия, патриотизм, служебная карьера, желание «оставить что-то после себя». Для цыган всё перечисленное находится на периферии сознания, на втором палне. Всех не-цыган цыгане рассматривают чаще всего как потенциальный источник заработка. Парадоксально, что именно благодаря этой черте, кочевой народ оказался так восприимчив к культурным традициям прочих наций. Не случайно оказались полностью забыты индийские верования, легенды, сказки, музыка и танцы. Повсюду, где проживают цыгане, они творят в рамках той культуры, которая характерна для местного населения. Будучи профессиональными музыкантами, они всегда стремились понять, что нравится их публике, и за что она готова платить и т.д.

Цыгане и русская культура Харламов Алексей Алексеевич (1840 - 1925) «Портрет девочки-цыганки» 1872 Гун Карл Фёдорович (1831 - 1877) «Цыганка ловит в тамбурин брошенную ей монету» 1870 Николай Ярошенко, Цыганка, 1886

Цыгане и русская культура Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют. Они сегодня над рекой В шатрах изодранных ночуют. Как вольность, весел их ночлег И мирный сон под небесами; Между колесами телег, Полузавешанных коврами, Горит огонь; семья кругом Готовит ужин; в чистом поле Пасутся кони; за шатром Ручной медведь лежит на воле. А. С. Пушкин, ЦЫГАНЫ Николай Бессонов. «Дорога в город». Холст, масло. 1993 год.

Цыгане и русская культура А.С. Пушкин – один из первых писателей, серьезно затронувших в литературе цыганскую тематику. Его поэма «Цыганы» стала одним из шедевров русской классической романтической литературы. После выхода в свет поэмы тема цыган получает свое дальнейшее развитие: художественные опыты А. Григорьева, А. Фета, Я. Полонского, А.Н. Апухтина, Н. Языкова, И. С. Тургенева… Эта тема не обошла стороной и Максима Горького – рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Образы цыган фигурируют в творчестве многих классиков отечественной литературы: М. Цветаевой, Н. Гумилева («У цыган»), А. Ахматовой («Нет, царевич, я не та…»), С. Есенина («Плачет метель, как цыганская скрипка…»), Э. Асадова («Цыгане поют»), М. Шолохова («Поднятая целина»), В. Высоцкого («Моя цыганская», «Чужой дом», «Что за дом притих, погружен во мрак…» и другие).

Цыгане и русская культура Советский писатель, поэт и драматург, Анатолий Калинин (1916 – 2008), в середине XX в. берется рассказать историю цыганского народа в один из ее переломных моментов – после выхода указа об оседлости цыган в 1956 г. В романе «Цыган» автор представляет нам яркие образы цыганок, цыган и таборные зарисовки. Самый яркий образ – цыган Будулай, герой, наделенный романтическими чертами. Цыган (фильм, 1979) — художественный четырёхсерийный фильм, снятый советским режиссёром Александром Бланком по мотивам одноимённого романа Анатолия Калинина.

Цыганские слова в русском языке Низший пласт русского языка, жаргонизмы лавэ «деньги» — от цыг. ловэ («деньги»); стырить «украсть» — от цыг. тэ стырдэс («стянуть»); лабать — играть на музыкальном инструменте от цыг. тэ дилабас («петь, исполнять песню»); чувак — от цыг. чаво «свой парень». От цыганского "хабэ" - еда образовался жаргонизм "хавальник" - рот, или "хавчик" - тоже еда, "хавать" - есть".

Цыгане в Верхних Осельках Табор в Верхних Осельках создан после указа 1956 года, запретившего цыганам вести кочевой образ жизни на территории СССР. Обком партии Ленинградской области выделил цыганам 21 земельный участок под застройку домов. Тогда местные власти помогли построить дома и официально зарегистрировали всех жителей поселка. Но все-таки большинство цыган переехали в Лесколово из Молдавской ССР в начале 70-х, когда Днестр вышел из берегов и затопил поселок в Бессарабии. В 90-х годах в цыганском поселении развернулось незаконное строительство, и в настоящее время существует уже 185 домов, в которых прописано порядка 1200 человек.

Шумная толпа из Бессарабии Всего в Ленинградской области сейчас живет около 5000 цыган, большая часть которых — это "русские цыгане", не очень сильно отличающиеся по образу жизни от обычных россиян. Вторая по численности этническая группа — котляры, которые уже больше 40 лет живут в Верхних Осельках. Осельковские цыгане ведут обособленный образ жизни: с русскими соседями дружбу не водят и семьи не создают, с цыганами других этнических групп не общаются и во всем следуют своим архаичным традициям и обычаям — "цыганским законам". Из Молдавии на север, в поселок Ленинградской области Верхние Осельки, цыгане-котляры перекочевали еще в 1971 году. Тогдашний цыганский барон, Степан Николаевич Виноградов, поселился на 5 га земли вместе с еще пятнадцатью цыганскими семьями. Постепенно табор разрастался, возникали новые дома и уплотнялась застройка. Сейчас на той же территории 5 га живет уже более 1100 человек, они составляют около 60% от общего числа всех жителей Верхних Осельков. Источник: Цыгане среди нас: репортаж "ДП" из табора на севере Ленобласти

Цыгане-котляры Кэлдэра́ры (от рум. căldărari;, коте́льщики, котляры, в основном в России) — цыганская этническая группа, входящая в состав большой цыганской группы рома. Сформировались как этногруппа на территории Румынии. Делятся на ещё более мелкие группы: молдовая, сербия и другие. Одна из самых многочисленных и распространённых цыганских этнических групп в России и во всём мире. Кэлдэрары широко расселены по Европе и обеим Америкам. Традиционно занимались изготовлением и лужением котлов, что отразилось в их самоназвании, от рум. caldarar — котельщик, лудильщик. Существует также этноним котляры, распространённый, в основном, в России.

Войцех Герсон. Кэлдэрары в окрестностях Варшавы. Гравюра по рисунку с натуры, 1868 Цыгане-кэлдэрари. Фото начала XX века

Нехорошая традиция Цыганская традиция, принять которую сможет разве что только сам цыган, — ранние браки. Как правило, мальчик в 8 лет уже знает, кто будет его женой. Причем такие вопросы за детей решают их родители, и ни о какой любви или даже симпатии тут нет и речи. "Поживут — полюбят, наши родители женили нас так же", — говорят главы семейств. Зачастую свадьбы играют летом, когда подросткам исполняется чуть ли не 12-13 лет — когда невеста достигает половой зрелости. У цыган считается, что после этого она готова заводить семью и рожать детей. "Это наш такой, может быть, нехороший, неправильный, слишком старый закон — женить и выдавать замуж детей в 13-14 лет", — долго подбирают слова главы семейств. Но в то же время отходить от этой традиции они не собираются: среди цыган считается стыдным, если в 15 лет твоя дочка еще остается "незамужней". К 18-летнему возрасту у девочки может быть уже несколько детей, при этом, как правило, официально молодые семьи не регистрируют свои браки. В свидетельствах о рождении у многих детей в графе "отец" может стоять прочерк. Для государства такая девочка — не работающая, одинокая, многодетная мать, которой выплачивается большое количество пособий, ведь все цыгане табора в Верхних Осельках имеют российское гражданство и российские паспорта. Источник: Цыгане среди нас: репортаж "ДП" из табора на севере Ленобласти

Фото: Представители табора в Верхних Осельках и майор полиции инспектор ПДН УМВД Пиль Светлана Александровна Барон из деревни Верхние Осельки, Гога Дынович: - Не путайте нас с цыганами люли! – Эти попрошайки портят нам имидж. С обрусевшими цыганами мы также не общаемся. Но песни нашего известного барда, виртуоза игры на гитаре – Александра Марцинкевича слушаем! (…) Конечно, мы осевшие цыгане, хотя тяга к кочевью у нас в крови. Что может быть дороже свободы - светофора, у которого горят три огня сразу? Ничего! Сегодня мужчины в нашем таборе в основном подрабатывают на стройке, а женщины – гадают. Конечно, что греха таить, детишки иногда могут яблок своровать. Но ведь мало кто в детстве не грешил… Майор полиции, инспектор по делам несовершеннолетних УМВД по Всеволожскому району Светлана Анатольевна Пиль: - Ромалы бывают разные... – Дети учатся до шестого класса. Потом, согласно национальным традициям, они должны создавать семьи и зарабатывать деньги, поэтому уходят из школы и собирают металл. Так что учеба их мало привлекает. Многие не умеют писать и читать. Люди настороженно относятся к цыганам. Но ведь они такие же граждане России. Проживает у нас примерно тысяча цыган-котляров. Это составляет примерно 10 процентов от общего лесколовского населения.

Мировой опыт интеграции Вместе с тем примеры успешной интеграции цыган в правовое поле и общество в нашем регионе есть. Самая многочисленная их чаcть в Ленобласти, русские цыгане, почти совсем отказались от своих архаичных обычаев. Сейчас их дети оканчивают школу, официально трудоустраиваются и даже занимаются легальным бизнесом. Ранние браки тоже ушли в прошлое. Но надо признать, у русских цыган было достаточно времени, чтобы интегрироваться: они эмигрировали из Польши еще в XVIII веке, поэтому неудивительно, что в XXI веке они уже не живут в одном общем таборе и считают постыдным не иметь образования. "Осельковские цыгане когда-нибудь тоже отойдут от своего правила женить детей как можно раньше, это неизбежно уйдет в прошлое. Единственный способ ускорить этот процесс — образование. Все цыганские дети должны ходить в школу и учиться там как можно дольше", — считает Николай Иванов, русский цыган, известный в Ленобласти тем, что разводит лошадей и устраивает скачки. Он считает, что чем чаще ребенок выходит из своего архаичного табора, тем скорее он поймет, что некоторые "цыганские законы" уже сегодня не что иное, как пережиток старины. Не существует универсального способа интеграции цыган всех этнических групп. Какая-то группа легко воспринимает и перенимает правила той страны, в которой живет, а какой-то требуется не одно столетие, чтобы хоть как-то ассимилироваться.

Качества, какими должен обладать учитель, работая в сложных социальных условиях Любовь – Терпение – Человечность Профессионализм Умение видеть в другом прежде всего человека, понимать его положительные и отрицательные качества, и в работе-общении с ним опираться прежде всего на то хорошее, что в нём есть.

Основные источники: История цыган - новый взгляд | Деметер Надежда, Бессонов Николай Владиславович, Воронеж, 2000 http://gypsy-life.net/history-main.htm Цыгане, Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%8B%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B5 Цыганский язык, Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%8B%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA Цыгане среди нас: репортаж "ДП" из табора на севере Ленобласти https://www.dp.ru/a/2018/04/12/Cigane_sredi_nas_repotra САМОБЫТНОСТЬ ИЛИ БЕЗЗАКОНИЕ? https://nazaccent.ru/content/33671-samobytnost-ili-bezzakonie.html Школа, работающая в сложных социальных условиях https://vk.com/oselk.gazeta?w=wall-172075035_727